Ветковчанин Григорий Петров пытается разобраться как оценивать труд учителя

уч 3В этом году октябрь берёт своё начало с профессионального праздника работников сферы образования — Дня учителя, который традиционно отмечается в первое воскресенье месяца. Нет сомнений, что накануне праздника и в сам праздник всё будет красиво, празднично и торжественно: поздравление в районной газете от исполнительной и законодательной власти и депутатов, представляющих район в Палате представителей и Совете Республики; прекрасные слова от бывших учеников и букеты цветов от нынешних; знакомая и близкая музыка о школе; пожелания здоровья, счастья, трудовых успехов; грамоты и благодарности… Организовать праздник работники системы образования умеют до мельчайших деталей, как и положено такой солидной отрасли, потому что сценарий отработан (можно даже сказать — отшлифован) многолетней практикой: идеологически выверен, методически точен и драматически правильно выстроен. Никто не будет забыт — от ветеранов педагогического труда до администрации, спонсоров и обслуживающего персонала. И это всё правильно, так как каждый человек заслуживает адекватной оценки за свой труд. А какой должна быть эта оценка?

…Мой покойный дедушка, когда ещё был жив, часто любил повторять, что на деревне издавна боялись трёх человек: родного батьку, попа и учителя. Глагол «боялись» у него употреблялся не только в первозданном его значении, а в большей степени захватывал такие смежные с ним понятия, как «почитали», «уважали», «слушались», «повиновались» и т.д. Родительское слово считалось в семье непререкаемым, ведь отец отвечал за существование семьи, организовывал её работу и быт. При большом количестве детей, рождавшихся обычно в крестьянской семье, любое проявление мягкотелости, излишней самостоятельности её членов могли привести к непоправимым последствиям. То есть центр воспитания был сосредоточен в семье как главной ячейке общества (о методах воспитания не будем). Не об этом ли сейчас говорит школа на всех уровнях?! Но у нас получается парадокс — если подросток нарушил закон, то виноваты будут школа, милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, ИДН — кто угодно, только не семья! Такое длинное отвлечение понадобилось мне, чтобы ещё раз показать, в каких условиях работает наше образование, как тяжело приходится каждому педагогу, который всего себя искренне отдаёт любимой профессии. А поп и учитель были в деревне уважаемы за то, что обладали научными познаниями, владели грамотой и могли обучать ей крестьян, а также давали советы по воспитанию детей и решению житейских проблем.

И вообще учитель на селе был уважаем, так как умел читать и писать, впитывал в себя весь опыт из книг, умел анализировать, размышлять и приносить добро другим. Перед ним уважительно раскланивались, всячески демонстрируя своё почтение, его просьбы и пожелания выполнялись беспрекословно, а если учитель высказывал родителю свои претензии к поведению его чада в школе, то это «выжигалось калёным железом». К сожалению, это постепенно растерялось в лихолетье исторических событий и культурных революций.

Но вернёмся к празднику, тем более, что эта отрасль, как никакая другая, его заслуживает, ибо без образования нет развития, а отсутствие развития — это сначала упадок, а затем крах для любого государства. Почему-то в нашем обществе каждый думает, что разбирается в трёх вещах: политике, футболе и образовании. Каждый считает своим долгом дать совет, который, по его мнению, единственно верный, способный вернуть отрасль к былому расцвету. Остаётся только пожалеть педагогов, которые уже даже перестали возражать и с солдатской покорностью торопятся выполнить очередное «ценное указание». Под него разрабатываются в спешном порядке новые методики, обосновывающие его правильность с научной точки зрения, издаются решения, постановления и т.д. Но потом вдруг появляются новые «ценные указания», зачастую взаимоисключающие предыдущие, и под них тоже разрабатываются методики, научно доказывающие их правильность и своевременность. В результате получается такая система, где учитель загружен бумагами, отчётами, акциями и другой методической дребеденью, а каждый его шаг регламентирован строгими инструкциями и указаниями.

Это проявляется даже в организации праздников. Меня в последнее время всё чаще не покидает ощущение, что в этих праздниках внешней показухой и красотой стали постепенно заменяться теплота, искренность и душевность. К примеру, как вы думаете, что больше запомнится старенькой доброй учительнице, ветерану педагогического труда: несколько часов, проведённых в душном зрительском зале на отлично выстроенном концерте или задушевная беседа со своими бывшими выпускницами, а ныне молодыми педагогами, которые забежали к своей любимой учительнице и поделились самым сокровенным. Мне почему-то думается, что второй вариант: в нём присутствует теплота и искренность. Именно в такие моменты человек как бы снимает с себя маску и становится тем, чем является по сути: добрым, честным, любящим и во многом беззащитным.

А разве это не прекрасно, когда молодой педагог, назначенный классным руководителем в старшие классы (по сути, к своим сверстникам), после школьного официоза приглашает своих воспитанников на берег речки, где они, разбив палатки, ловят рыбу и варят вкуснющую уху. А потом у костра под гитару поют песни, рассказывают друг другу интересные истории, а их классный является активным участником этого процесса, но и умело и незаметно направляет беседу в нужное русло, узнаёт многое о чертах характера своих подопечных, что потом ему очень пригодится в работе. Разве в этих примерах, кроме теплоты человеческого общения, не присутствует стремление к поиску и неподдельная увлечённость своей профессией? А если подумать о том, сколько инструкций и строгих приказов нарушил этот молодой педагог, то его нужно  выгонять с работы!

В своих рассуждениях я пришёл к парадоксальному выводу: Макаренко и Ушинский считались великими педагогами не потому, что они многое знали, а потому, что… многого не знали! В сложнейших жизненных ситуациях они глубоко вникали в проблему и искали выход из неё вместе со всеми участниками процесса, а, нащупав путь к разгадке тайны, благодаря своему опыту и знаниям показывали его раньше других. У них не было готовых рецептов, но они думали и подходили творчески, не шаблонно и в этом заключалась их сила.

Мы все должны своим учителям как в материальном смысле, так и в моральном, ведь, согласитесь, не такими должны быть их зарплата и социальный статус. В эту профессию приходят только те (или, во всяком случае, остаются в ней), кто бесконечно любит детей, кто имеет  в душе божью искру, кто готов обогреть целый мир! Потому в праздник учителям надо дарить цветы, а в будни — радовать своими успехами, так как, по большому счёту, материальные блага — ничто по сравнению с результатами учительского труда.

Человеческий мозг не беспределен, он не может поглотить лавину информации, которая обрушилась на него, особенно в последнее время, но каждый из нас помнит имя и фамилию своей первой учительницы. И это в высшей степени справедливо. Воспитать интеллигентного, образованного, честного человека — задача сложная, и осилить её могут только те, кто отдаётся этому благому делу без остатка. Так что с праздником вас, дорогие коллеги! Здоровья, творческих успехов и радости от свершённого!

Григорий ПЕТРОВ.

P.S. А праздники надо проводить обязательно. Только необходимо в них вкладывать настоящую душевную красоту и всячески избегать штампов. А может, это я уже сильно придираюсь? Тогда простите, ради Бога…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.