Срез времени

000325_49018.jpg

Было это в 1973 году. Написал и подумал, а сколько лет прошло? Помнит ли кто из жителей Ветки то время? Не так мало — 41 год. Работал я тогда фотокорреспондентом АПН. Организация московская, вся информация предназначалась для зарубежной прессы, и мы, собственные корреспонденты в республиках СССР, рассказывали о жизни в различных уголках страны. В Гомеле в то время первым секретарём обкома партии работал Виктор Александрович Гвоздев. Человек уникальный, энергичный и решительный. Познакомились мы в январе в Гомеле, когда готовили материал о Герое Советского Союза, гражданине Чехословакии Яне Налепке. И понадобились мне для снимка розы. Это в январе (напоминаю, год 1973-й! Не то, что сейчас, цветы со всех континентов в изобилии). Гвоздев узнал об этом.

— Хорошо, — бросил он, — завтра в… (Виктор Александрович посмотрел на часы) — завтра в 17.30.

Я не поверил. Зима, в цветочных магазинах только комнатные цветы продают. Где взять розы? Честно, когда я говорил про розы, это было желание, не более.

Назавтра в приёмной первого секретаря стоял в вазе шикарный букет алых роз. Как в сказке.

С Виктором Александровичем мы подружились. Он приглашал на торжества и не только, и в фототеке Агентства Печати Новости информация о Гомельской области занимала достойное место.

Однажды Гвоздев позвонил мне:

— Приезжайте, познакомлю с будущим Героем. Есть у нас комбайнер Георгий Макарович Котляров, про него легенды рассказывают. Днюет и ночует в комбайне. И результат по уборке отменный.

Первого секретаря обкома ждала на поле районная знать. Здесь же две девушки в платьях с орнаментом, в руках одной — хлеб на рушнике, у другой — красная лента с надписью белыми буквами “Победителю социалистического соревнования”.

Гвоздев вышел из машины:
— Где Котляров?

Вдалеке виднелся комбайн, который двигался в нашу сторону.

— Держали мы Макарыча, а он говорит, пока они приедут, я ещё одну ходку сделаю. Всё мало ему… — кто-то доложил Гвоздеву.

Дальше были рукопожатия, хлеб-соль, лента победителю через плечо. В профессии фотокорреспондента не угадаешь, когда наступит “пиковый” момент съёмки, когда остановленное мгновение характеризует время и получается фото “на века”. Когда отгремели фанфары, Гвоздев и Котляров получили по куску от каравая, — вот тут и получилось фото.

Фотография — срез Времени, подобно кольцам спиленного дерева. Каждое Время имеет свой акцент, свою память, своё дыхание. Когда просматриваешь запечатлённое на плёнку Время, что-то наиболее ярко отражает акцент, память и дыхание. Снимок, который вы видите, присутствует в экспозиции моей выставки “Между белым и чёрным”, которая объехала полмира, побывав в Европе, Азии, Америке, Японии. И очень мне захотелось, чтобы жители Ветки взглянули на срез Времени — того Времени, порой забытого, но прекрасного.

Юрий ИВАНОВ.

Наша справка: Фотограф Юрий Иванов — мастер. Известный в стране и за рубежом. Его работы считают образцами несколько поколений белорусских художников. Фотографировать Иванов начал в 10 классе и с того самого момента не выпускает фотоаппарат из рук. Мастер снимал как известных политиков, спортсменов, общественных и культурных деятелей, таких как Пётр Машеров, Михаил Горбачёв, Владимир Мулявин, Михаил Савицкий, так и простых людей, явления, факты. В своё время, например, Юрий Иванов оказался единственным фотокорреспондентом в момент подписания известных Беловежских соглашений в Вискулях. В 1987 году Юрий Сергеевич Иванов вошёл в число ста лучших фотохудожников мира, его выставки вызывали ажиотаж в Японии, Италии, Франции, США, Великобритании, Германии, России. Он снимал первые дни чернобыльской катастрофы и исторические моменты жизни нашей страны. Перечень его друзей, значит, и их фотопортретов, включает практически все известные имена Беларуси XX-XXI столетия — а это уже история в лицах.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.