Дом временного детства

Официально социальный приют — место временного местонахождения для детей, которые согласно с решением комиссии по делам несовершеннолетних, были отнесены к числу нуждающихся в защите государства. Такое решение согласно Декрету Президента Республики Беларусь №18 принимается в четырёх случаях: родители злоупотребляют алкоголем, уклоняются от воспитания детей, двое являются безработными, или когда детям приходится жить в антисанитарных условиях.

Для большинства детей социальный приют — это полгода ожидания, что всё изменится, и они наконец-то получат то, о чём большинство их одногодок даже не задумываются — семью. Чтобы узнать, чем же измеряется детское счастье: вкусным обедом и чистым бельём или хотя бы очень редкой, но всё же материнской лаской, мы решили посетить социально-педагогический центр в деревне Хальч.

За время существования центра, а это 6 лет, через него прошло 334 ребёнка из Ветковского района. Сегодня здесь на реабилитации находится 21 малыш: 8 отобраны от биологических родителей, остальные в приюте по заявлению пап и мам.

— Эти 13 — дети из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: болезнь родителей или тяжёлое материальное положение, непредвиденные обстоятельства, — поясняет директор СПЦ Галина Викторовна Пысикова. — Семья, попавшая в такую беду, может написать заявление с просьбой поместить на некоторое время детей в приют. В отличие от обязанных лиц, родители, сами написавшие заявление, освобождаются от компенсации затрат на содержание своих чад. Сейчас у нас находятся сразу 6 детей из многодетной семьи, столкнувшейся с жилищными проблемами. Есть мальчик, который сам обратился с аналогичной просьбой. Он вынужден был на время переехать из России к тёте в Хальч, так как у его родителей сгорел дом. Отношения с родственниками не сложились, и он пришёл к нам. Кстати, этот мальчик, ранее побывавший в одном из российских приютов, был приятно удивлён тому, какие у нас условия.

Если в том, что в семьях детей, оказавшихся в приюте “по заявлению”, всё наладится, работники центра уверены практически на 100 процентов, то по поводу обязанных лиц их прогнозы куда пессимистичнее. Злоупотребляющие алкоголем, нигде не работающие родители почему-то считают, что их проблемы должны решать кто угодно, только не они сами.

— Знаете, мне несколько раз приходилось участвовать в изъятии детей из неблагополучной семьи и каждый раз наблюдала одну и ту же картину: выпившие, мало что понимающие мама и папа, испуганные голодные дети — всё это на фоне ужасной антисанитарии. Родители в момент отобрания у них детей ведут себя по-разному: кто-то обещает исправиться, а кто-то угрожает покончить жизнь самоубийством. Как ни парадоксально, но именно активные крикуны очень быстро забывают о любви и чаще всего ни разу за 6 месяцев не приходят проведать своих чад. А мы ведь объясняем им, что посещать малышей нужно как можно чаще. В СПЦ есть даже специальная комната отдыха, где родители и дети могут спокойно пообщаться, — рассказывает социальный педагог СПЦ Татьяна Владимировна Цыбульская.

Неухоженность и обделённость родительским вниманием у изъятых детей, как говорится, налицо. Педикулёз, чесотка, отсутствие одежды и школьных принадлежностей — такое работники центра считают практически нормой. Их больше волнует, как вымыть детей, помочь им преодолеть психологический шок. Тут на помощь приходит психолог. Он проводит диагностику и с учётом возрастных особенностей составляет для воспитателей характеристику-рекомендацию, согласно которой на одного нужно постоянно обращать внимание, чтобы он не замкнулся; второго — хвалить, иначе, он не научится верить в себя.

Жизнь в доме детских голосов кипит. Правда, под чётким вниманием воспитателей, с их помощью и соответственно предусмотренному расписанию: подъём — завтрак — посещение школы или сада — полдник — подготовка уроков — отбой. Время в промежутках — детям и для детей. Тут тебе и спортивно-массовые мероприятия, занятия по интересам — главное, чтобы воспитанники чувствовали внимание, привыкали к дисциплине. Условия в приюте стараются создать максимально приближенные к домашним. Во многом дети из приюта за это должны быть благодарны итальянским спонсорам, которые под руководством их друга дона Луиджи Каруго оказывают всяческую помощь. Именно они выделяют деньги на ремонт, покупку игрушек, организацию досуга воспитанников.

Так, например, в ближайшее время детвора собирается на экскурсию в Жлобинский аквапарк. Напоследок ещё раз прохожусь по приюту. Небольшая столовая, полностью обставленная игровая комната, спальни — знакомая атмосфера уюта и теплоты… Только не привычной домашней, а скорее той, что обычно характерна школе или детскому саду. Да и воспитатели не жалеют для детей энергии, нежных слов, хороших советов. Им они… ну, как мамы! Только чужие.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.