Расскажу тебе про русалок…

Расскажу тебе про русалок...
Представления о русалках, бытующие на Ветковщине, в высшей степени не однородны: от представлений о том, что русалки реально существовали, “когда была незаклятая зямля”, а когда люди отвернулись от Бога, русалки исчезли, до преставлений о том, что русалок выдумали в 1990-е годы, чтобы пугать детей; от апелляции к песне “На Граной нядзеле…”, причём к её первым строчкам (больше просто не знают) до подробных рассказов о встречах с ними. Однако, за редким исключением, нам не доводилось разговаривать с людьми, видившими русалок. В основном это рассказы о родственниках, соседях, знакомых.

В своём большинстве представления о русалках — их происхождении (умершие не крещёными и утопленники), внешнем виде (девушки с длинными волосами), поведении (качаются на деревьях, дразнятся), времени, когда их можно увидеть (Граная неделя), местах пребывания (“жыта”, вода) — у наших собеседников традиционны.
Региональные особенности этих представлений связаны большей частью с бытующими в регионе представлениями о доброхожих, демонических существах, сочетающих в себе свойственное домовым, полевым, лесовым.
Доброхожий — мифологический персонаж, представления о котором бытуют среди жителей восточной части Беларуси. Соединяет в себе черты, свойственные домовому, лесовому, полевому, хлевнику, и несколько реже — русалок. Обращаясь к доброхожему, обычно перечисляют все его проявления: ”Прашу я цябе, хазяiна дваравога, палявога, устрэшнага, падарожнага…”
До недавнего времени обозначение ”доброхожего” отсутствовало буквально во всех мифологических словарях и справочниках. Встречались известные по публикациям В. Даля, С. Максимова, М. Черновской, достаточно подобные — ”доброхот”, ”доброжил”, ”доможил”, ”дабрахочы”, обозначающие персонажей славянской мифологии, известных как лесные духи либо как существа, близкие к домовым. Впервые определение ”доброхожего” в научный оборот было введено в 1992 году.
Согласно ветковским быличкам, доброхожие происходят от детей, которых матери случайно задушили во сне. Это так называемые ”прыспаныя дзецi”. По другим представлениям доброхожие происходят от детей, которых родители или по каким-то причинам не покрестили, или, постыдившись количества своих детей, половину их утаили от Бога. За это Бог сделал детей невидимыми и превратил их в доброхожих, а часть из них — в русалок. Русалка, когда она выходит замуж, становится доброхожей.
И тех, которые стали доброхожими, и тех, которые стали русалками, поминают в одни и те же дни — среду и четверг на Граной неделе. По одним рассказам для них готовят ужин, как для обычных покойников и называют ”маленькiмi родзiчамi”, а по другим — для них на перекрёстках рассыпают зерно и приглашают в виде птиц. На перекрёстках, а также на межах и около деревьев с омелами чаще всего можно увидеть доброхожих. Такие встречи происходят в полдень или в полночь. Вместе с тем рассказывают, что доброхожие живут отдельными деревнями.
Доброхожих представляют в виде людей в чёрной, реже в белой одежде, но обязательно ”з блiскучымі (залатымi) гузiкамi”. Иногда они появляются в виде вихрей (ветров, циклонов), змей, птиц, а также существ, полностью покрытых шерстью, — овечек, собак и даже людей. По другим представлениям доброхожий своим внешним видом напоминает хозяина своего дома. Более того, существует представление, что количество доброхожих соответствует количеству живущих в доме: ”Колькi у нас у доме, столькi i гэтих людзей”. Доброхожий может сопровождать своего подопечного в границах пространства, принадлежащего роду, семье, а в отдельных случаях — и переходить эти границы.
Представления о поведении доброхожих самые разные. По одним свидетельствам доброхожий — однозначно ”злаўрэдны чалавек”, по другим, правда, в единичных случаях доброхожие соотносятся с ангелами. Считают, что поведение доброхожего является ответной реакцией на поведение людей. Доброхожие не любят сквернословия, бесхозяйственности, неаккуратности. За это они могут наслать болезнь, смерть, навредить хозяйству. За уважительное к себе отношение они могут обеспечить благополучие и достаток. Человек, перешедший дорогу доброхожему, может заблудиться в лесу, в поле, в дороге.
Задобрить доброхожего можно с помощью жертвоприношения в виде хлеба, испечённого по специальному ритуалу, т.е. из непросеянной муки и на обратной стороне сковороды. Существуют и специальные заговоры, примером которых являются заговоры ”Ад ветру”. Доброхожие любят испытывать людей на доброжелательность. В самых разных вариантах бытует быличка про женщину, которая одела в свою рубаху найденного в поле (в лесу) младенца. В некоторых случаях она его не только одела, но и покрестила — дала ему имя. За это доброхожие наградили её рулоном полотна, которое символизирует достаток и никогда не кончается.
Те, кто мог увидеть доброхожих, и более того, — разговаривать с ними, были людьми или очень набожными, или прошли через определённые испытания. Так, в одной из деревень рассказывают о человеке, который приобрёл такие свойства после того, как на Купалье увидел “папараць-кветку”.
Геннадий ЛОПАТИН, научный сотрудник Ветковского музея народного творчества.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.