Пример удачного диалога

vetkovski_raion_magazinОбеспечение сельской местности и малых городов Беларуси непродовольственной группой товаров отсаётся острым вопросом современной экономики. Разновекторные аспекты этой проблемы не дают простого решения. Нельзя просто взять и наполнить полки сельмагов и райпо товарами. Будет ли спрос, сколько и куда, каких производителей? В развитии проблема начинает кластерно расширяться. Как её решают в Ветке?

Не секрет, что за важными покупками ветковчане обычно едут в Гомель. Областной центр недалеко, и выбор там объективно больше. Но это потерянное время, которое у любого нашлось бы куда потратить. Если причина поездки — значительная покупка или сезонная закупка для всей семьи, не так обидно. Но если в местном магазине не купить товаров первой необходимости, то это уже не ХХІ век…

Да, для Ветковского района вопрос стоит часто именно таким образом: нет выбора, нет в наличии. И приятно отметить, если на фоне этой сплошной облачности наступает прорыв. В феврале текущего года открылся небольшой магазинчик, который смог значительно повлиять на ситуацию в районе.

Магазин №3 от ОАО «Диалог-Гомель» занимает всего 26 квадратных метров, а на них — трикотаж, одежда, постельные принадлежности, корсетные и чулочно-носочные изделия… И кроме того, что ассортимент сделан предельно широким, при том, что вещи представлены малыми партиями, неукоснительно соблюдается ориентация на белорусского производителя.

— Здесь, как, впрочем, и в других наших магазинах, более 90 процентов товара белорусские, — подтверждает директор торгового предприятия Ирина Шевелёва. — Товар восстребован, люди действительно хотят брать отечественное, а не просто покорно подчиняются лозунгу «Покупайте белорусское!». Покупатель уже перенасытился дешёвым, но крайне некачественным ширпотребом из Китая, которым забиты рынки и магазинчики частных предпринимателей. То, что это низкое качество может быть ещё и опасным для здоровья, тоже не плюс. Мы берём товар фирм, давно и надёжно зарекомендовавших себя, как, например, «Свитанок», «Купалинка», «8 Марта», «Марк Формэль», «Калинка», оршанская «Нить», «Милавица» и другие. Сами ходим на отборки товара, исследуем фотопрайсы, электронные каталоги. Покупателя теперь можно взять только качеством и ценой, а в Ветке особенно: высоких доходов здесь нет, и если мы не заинтересуем, люди поедут в Гомель или на украинские рынки. Потому у нас в этом магазине самая низкая торговая надбавка. Даже гомельчане предпочитают купить анологичный товар здесь, а не в областном центре.

Недавно к выпускным в детских садах и школах завезли соответствующие случаю наряды. И вообще ориентируемся на спрос.

— Что кроме приличного пошива и гарантированной безопасности вы могли бы отнести к плюсам белорусских производителей?

— Несомненно, натуральность. Большинство платьев, халатов, бельевого трикотажа — это хлопок и лён. Льняные вещи только набирают популярность. То, что у нас называется «мнущаяся ткань», за границей считается признаком престижа, так как это свидетельствует о натуральности. Никакая конкуренция дешёвой синтетики им не страшна. И росто-размерные сетки наших производителей соответствуют нашим реалиям.

— А в чём «сильная сторона» именно этого торгового объекта? Как всего за каких-то три месяца он стал настолько популярен не только среди жителей города и района, но и среди россиян, которые тоже приезжают сюда закупаться?

— По законам маркетинга мы постарались разместить его в месте наибольшего прохождения населения. Я сама ветковчанка и хорошо знаю, где сконцентрированны основные людские потоки. Да, исторический и административный центр давно не самое бойкое место города. И открываться там было бы заведомым провалом. Внимание покупателей переместилось в район «Евроопта». Сюда приезжают закупаться из Ветковского и Добрушского районов в выходные, близко автостанция, поликлиника. Поэтому мы и арендовали одно из помещений в «Евроопте». Подумали и о том, какое время удобнее для большего количества покупателей. Бессмысленно рано открываться, если в такое время нет посетителей. А вечером мы, наоборот, работаем до половины девятого, чтобы люди успели нас посетить после работы. А если необходимо, — то и дольше, до последнего покупателя.

Ещё мы постоянно объявляем акции на разные группы товаров. Например, недавно закончилась скидка на продукцию «Калинки». На подходе другие скидки.

— Ирина Ивановна, насколько оправдались расчёты? Покупатель пошёл?

— Пошёл. Прибыль магазина по сравнению с другими выше. За март эта торговая точка показала самый высокий рейтинг продаж. А ещё показатель — отзывы покупателей в книге предложений. Одни благодарности. Людям магазин оказался очень нужен, несмотря на то, что рядом есть конкуренты и с китайским, и с отечественным товаром.

— Как вы определяете, какой товар и сколько нужно привезти в Ветку?

— Покупательский спрос снижается, и потому предложение товара приходится выверять особенно точно. В магазине есть тетрадь, в которую вносятся пожелания людей. Можно, например, заказать определённый размер, цвет, модель. Или если пожелание не столь конкретно, заказать, например, платье трикотажное 48-го размера. В договоренный день мы привезём покупательнице несколько платьев заказанных характеристик, она выберет, а остальное отправится на свои вешалки в те магазины, откуда были взяты. И это без дополнительной платы.

— А как часто обновляется асортимент? Висят ли ваши товары «до победного конца»? Не раз приходилось видеть на прилавке вещь, на которую не первый год нет спроса, а её не меняют, не увозят в другой магазин.

— У нас такого не встретить. Если товар не интересует покупателя 2-3 недели, производим ротацию с другими точками: если он невосстребован здесь, то в другом месте могут ждать именно такой. Работаем с мелкими партиями товара. В другой раз вещи не повторяются один в один: фурнитура, фасон или ткань будут другие. И это плюс: не будет пол-Ветки ходить в одинаковом. А ещё мы стараемся заключать договоры с поставщиками таким образом, чтобы в случае чего вещи можно было им вернуть. Но возвращаем редко.

Вот и сегодня посылаю товароведа в Ветку, чтобы снять с продажи то, что зависелось. О продаже товара мы знаем с точностью до единицы. Информация поступает в тот момент, когда сканер проходит по штрих коду и совершается покупка. К тому же в магазин практически каждый день, кроме выходных, подвозится что-то новое. В некотором смысле мы балуем своих покупателей.

Эти слова директора подтверждают и продавцы магазина Екатерина Чернюгова и Юлия Космыкова: «Мы приучили своих постоянных покупателей, что у нас каждый день можно встретить что-то новенькое». Следуя принципу «мы продаём услугу», руководитель предприятия Ирина Шевелёва к выбору кандидатур продавцов подходила очень строго и выбрала лучших. Обе ветковчанки, хорошо работали в торговле. Стажировку прошли в крупных магазинах Гомеля.

На вопрос, что больше всего продаётся, отвечают, что хорошо берут всё, от детского до мужского ассортимента. Это действительно так. Пока мы разговаривали, покупательниц нашли два платья модного платочного принта, мама наметила несколько вариантов для дочки, мужчина спросил конкретную модель и цвет футболки. По подарочному сертификату девушка выбрала себе подходящую обновку.

 — Ирина Ивановна, не планируете ли расширение магазина? От товара вешалки почти буквально ломятся, с трудом помещается даже то, что есть, а вы говорите о дальнейшем расширении ассортимента.

— Да, хотим расширяться, и люди просят. Но это должно быть такое же доступное место, на виду, которое не нужно отыскивать. Пока такого не нашли. Но мы работаем в этом направлении. Чтобы новый вариант был не хуже.

В связи с возникновением такого активного конкурента, маркетологам местного райпо стоит также пересмотреть принципы работы, взглянуть в сторону покупателей. Ведь, несмотря на объективные трудности, следуя программе развития, инфраструктура Ветки расширяется. Пусть не так быстро и многогранно, как хотелось бы, но всё же. Многие производители отказываются открывать в Ветке фирменные магазины и секции, ссылаясь на близость Гомеля и возможную нерентабельность. В райцентре, к примеру, не очень хорошо с выбором обуви, школьной одежды. Но на месте недавно закрывшихся торговых точек встают новопрофильные, создаются совсем новые. Например, на месте бывшего бистро в районе автостанции заработал торговый объект канцелярской и сувенирной продукции. Так что, кажется, процесс пошёл.

Ария ГАТАЛЬСКАЯ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.