Новые факты из истории и легенд «гомейских сёл» Ветковского района

orda-1После Скарбовичей список сёл грамоты 1503 г. переносит нас в левобережье р. Сож. Перечисляемые далее 4 села размещались от р. Сож (Залесье) к её левому притоку Беседи (через Бабичи к Светиловичам и Голодно) и своим расположением отсекали всё междуречье Сожа и Беседи в сторону Чечерской волости. Рядом, за р. Сож стояли гомейские сёла Юрковичи, Шерстино и Пресно, известные с XV в.

volТаким образом, сёла, отведённые в начале XVI в. в состав Гомейского уезда, можно чётко разделить на 2 группы — правобережные и левобережные. Они создавали два территориальных массива к востоку и к западу от р. Сож.

Однако существуют неопровержимые доказательства того, что гомейская территория уже до 1500 г. довольно далеко распространялась и на восток от Гомея, за р. Сож.

В известном издании А.С. Дембовецкого 1882 г. указано: “Самое густое и большое население шляхты идетъ по Сожскому водоему, начиная от г. Мстиславля чрезъ м. Кричевъ и г. Чериковъ, а за м. Чечерскомъ и г. Рогачевомъ, где сближаются Днепръ и Сожъ, селения шляхты группируются по берегамъ обеихъ этихъ рекъ, уходя вглубь местности на разстоянии верстъ въ 30”. В Сожской группе преобладало православное вероисповедание: “православныхъ 18491, католиковъ же только 5927, т.е. почти на десять человекъ православныхъ, приходится только трое католиковъ”. В рамках обоих рубежей выделялось также несколько локальных. Например, мощный пограничный заслон из шляхетских околиц существовал в бассейне р. Беседь, впадавшей в Сож.

Православная шляхта, хотя и имела моленные углы с иконами, но рушники свои, «белые», противопоставляла красным углам-кутам и «красным» рушникам «мужиков», то есть крестьян. Но тогда собственные красные традиции правобережья Сожа — ещё древнее, чем наслоение и разделение «белого чина» шляхты и «красного чина» земледельцев. И жаловались эти «владения», стоявшие на плодородных правобережных землях, наверное, вместе с теми же талантливыми земледельцами и огородниками, чем и до сих пор славятся правые берега. Можно только представить, насколько древние традиции. Рушники — уникальное наследие наших мест. Они связаны с семейной земледельческой и родовой магией, которую отменила коллективизация. Истоки знаков — в древнейшей предыстории.

В результате длительных переговоров 1537 г. литовская делегация отстояла для ВКЛ всю Гомейскую волость, в тех пределах, с которыми она существовала до присоединения к Великому княжеству Московскому. И вот из посольских книг выясняется, что гомейская территория заходила более чем за 60 вёрст на восток от Сожа, где встречалась со стародубскими землями. Конкретной информации о гомейских границах из переговоров 1537 г. мы не узнаем, но сам факт того, что в некоторой части Гомейская волость возвращалась в своих пределах к периоду до 1500 г., даёт основание использовать дополнительные источники, прежде всего, «Реестр ревизии господарской Гомейской волости» 1560 г. Кажется, восточная часть Гомейской волости (с левой стороны р. Сож) вернулась в состав ВКЛ практически без изменений. От неё отняли наслоения периода московского господства и «в чистом виде» передали ВКЛ.

Так, вскоре после освобождения Гомья были возвращены владения дворянам Халецким. Согласно листу короля и великого князя Сигизмунда I Старого от 10 сентября 1537 г. имение «отчизное на имя Халчо и з иншими селы к нему прислухаючими со всимъ, яко ся оно здавна в собе мело» должно было быть передано гомейским наместником кн. Василием Юрьевичем Толочинским (а он не хотел его уступать) дворянам Есифу и Остафею Халецким, сыновьям овручского наместника Михаила Михайловича Халецкого. Согласно информации, отразившейся в новогородских гродских книгах, «иншими» сёлами, которые получили в 1537 г. братья Есиф и Остафей, были Новосёлки и Юрковичи. Однако в 1560 г. указанные два села относились к господарской Гомейской волости и Халецким уже не принадлежали. В 1581 г. между Андреем и Яном Халецкими осуществлялся обмен Черным, Чоботовичами и Телешовым на Хальч и Глыбов. Значит, по крайней мере, ещё одно село (Телеши-Телешевичи) присоединилось к комплексу владений Халецких. А возле Хальча, видимо, не так много земель принадлежало его старым владельцам. Грамота неизвестному Юрию Богдановичу Халецкому 1514 г., в которой он был якобы пожалован королём Сигизмундом Августом Старым Селом (возле Хальча), является очевидной подделкой, хоть С.М. Кучиньский и приводит различные варианты её появления.

Скорее всего, это наша Глыбовка (в книге «Память» упоминание только с 1910 г.). Рядом, в урочище Бабин Бугор — селище эпохи среднекаменного века, мезолита: VIII-V тысячелетие до н.э, то есть 10 тысяч лет тому. Курганный могильник радимичей X-XII вв.

Кроме того, южную границу Гомейской волости конца XV — первой трети XVI в. помогает определить уникальный источник — реестры границ черниговских, любечских и др., составление которых исследователи относят к разному времени между 1523-1527 гг. Комплекс реестровых данных принадлежит к последним десятилетиям XV в.

В районе р. Ути, там, где проходила граница Гомья с черниговскими и любечскими землями, ещё в середине XVI в. были обширные леса, в котором было много «яко великого, так и малого зверя». Окрестные реки изобиловали рыбой и бобрами. В целом о регионе, который занимали реки Десна, Судость, Снов, Ипуть и Беседь с их притоками, А. Лазаревский писал: «Всё это пространство покрыто было почти сплошными лесами, значительная часть которых в первобытном своём виде сохранялась ещё в XVIII в.»

С.М. Кучиньский  проводил гомейскую границу вдоль русла р. Беседь от её устья до Потёсских болот, место которых обозначает деревня Потёсы (у левого притока р. Ведерни, которую исследователь назвал безымянной). Вот и Потёсы, также по самосознанию шляхетская, выселена в 1992 г. Условная линия от Потёсских болот до р. Ипуть (южнее Бобовичей) определяла дальнейшую гомейскую границу. Всё пространство к югу и юго-западу от этой линии, таким образом, было отнесено к Гомейской волости. Однако в том районе для конца XV — первой половины XVI в. не известно ни одного населённого пункта. По словам А. Лазаревского: «Заселение ипутских берегов шло медленно по той причине, что они были покрыты громадными лесами».

Вообще, заметно, что левобережье Сожа в XVI в. было охвачено активным колонизационным процессом. Гомейская волость преодолела свои узкие пределы на правой стороне р. Сож, видимо, незадолго до начала XVI в. Сравнительно узким коридором гомейская территория вышла на левую сторону Сожа, а затем по Ипути и Утье распространилась на юго- и северо-восток. При этом строго на восток от Гомея оставались нетронутые лесные пространства.

Освоение и заселение территории к востоку от Сожа продолжалось в течение XV-ХVI вв. и в последующее время.

После Чернобыля многие из старинных сёл междуречья Сожа — Беседи оказались выселенными. И царство бобров опять стало пополнять своё звериное народонаселение. Кабаны и бобры вообще формируют перемены русла Беседи. Одни строят плотины, другие разрывают берег в поисках сладкого аира. Половодья подытоживают их взаимные усилия. Говорят, лесники встретили и следы медведя. А ещё там мы видели белых цапель и чёрных аистов, белохвостого орлана — символ США… Природа не терпит пустоты. И всё же, проплывая мимо высоких правобережных террас Беседи, до сих пор видишь, насколько культурно освоенными были эти места.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.