Наматывая мили на кардан…

День автомобилиста и дорожника венчает череду профессиональных октябрьских праздников. У нас в районе, по сути, имеется по одной специализированной организации в данных отраслях, поэтому ежегодно им достаётся немало внимания в канун праздника. Не забудут их поздравить и в нынешнем, тем более, что есть за что. Как никогда, огромное количество работ было проведено по благоустройству города и района: уложен асфальт, тротуары, остановочные пункты, установлено освещение, похорошели улицы и дороги и т.д. В общем, было затрачено немало усилий для удобной и комфортной жизни людей. Оставим все цифры, тонны и километры для начальства, а сегодня просто поговорим о празднике: где-то с юмором, а где-то и с иронией попробуем вникнуть в его суть, проанализировать его влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, ведь праздники для того и делаются, чтобы человек смог расслабиться и отдохнуть. Договорились?

И первое, что приходит на ум, — это то, что колесо действительно является самым значимым изобретением человечества. Этот кругляш с равноудалённой от центра окружностью перевернул нашу жизнь: вслед за колесом появились машины, за машинами — дороги, по которым они ездят, за дорогами — рабочие профессии, представители которых изготавливают колёса и автомобили на заводах, за ними — предприятия, которые изготавливают товары, дома и т.д. Словно кровеносные артерии, дороги питают нашу экономику, обеспечивая развитие страны. Вспомним не такое уж далёкое время освоения нынешних Соединённых Штатов Америки. Рискованные люди, авантюристы всех мастей и со всего мира бросились покорять Дикий Запад и, застолбив участки 4 колышками, начали с чего? Правильно — с дорог, так как понимали, что без них невозможно дальнейшее развитие, без них они обречены. Посмотрите сейчас на их дороги! «Лепота!» — сказал бы царь Иван Васильевич устами актёра Юрия Яковлева. А с чего начинали мы, даже и сейчас в ряде случаев не изменяем той привычке?

Правильно — с… заборов! К иным домам можно только на танке подъехать, а коробка и забор уже стоят! И ты стоишь и гадаешь: а как владелец участка смог подвезти стройматериалы!? Вот это — по-русски! Вспомним знаменитую фразу Гоголя: «В России две беды: дураки и дороги!» По общему признанию, у нас в Беларуси с этим вопросом дела обстоят получше (неплохое состояние наших дорог отмечают даже иностранные гости), но и нам особенно обольщаться не стоит — попробуйте свернуть с центральной улицы вправо или влево и сразу удостоверитесь, что я прав. Но  у нас хоть  страна маленькая, за световой день из конца в конец проехать можно. А безмерные просторы России? Вот и получается, что в ряде случаев дороги там можно охарактеризовать по двум состояниям: «вся грязь подсохла» и «вся грязь замёрзла».

Сегодня непрерывно совершенствуются  дорожные материалы, техника и технологии (к примеру, в Ветке изготавливают асфальтобетон, так называемый холодный асфальт). Но и он требует строгого соблюдения технологии (удаления лишней воды, посторонних предметов и т.д., а у нас его часто просто забрасывают в лужу лопатой). Кому нужно это очковтирательство? Зато, как говорится, все работают. Все работают — живём небогато… Пора и нам понять, что работа должна исполняться с высоким качеством и соблюдением всех технологических условий — тогда не придётся её ежегодно переделывать, а высвободившиеся силы и материальные ресурсы можно будет направить на решение иных проблем. Разве я неправ?

И наконец: нигде в мире не существует понятия «зимний ямочный ремонт», поверьте мне на слово. Если это где-то и используется, то как временная мера, когда пользование других мер невозможно. Почему? Потому что это очень дорого: выпаривается асфальт, заливается так называемый литой асфальт и т.д. А «загнивающие» умеют считать каждую копейку, поэтому стараются всё сделать в свой срок и качественно.

Поздравляя с праздником всех работников дорожной отрасли, скажу: «Зная, как любой дорожник рад первому снегу, желаю, чтобы он не обманул ваши ожидания, а позволил спокойно проверить технику, оборудование и не создавал никаких проблем».

Но больше всего нас, конечно же, касается праздник автомобилистов, потому что он в той или иной мере касается каждого из нас: здесь без цифр уже не обойтись, поэтому скажу, что в личной собственности у жителей республики находится без малого 3 миллиона автомобилей (примерно 1 авто на 3 белорусов). Да и собственное автомобилестроение тоже очень широко развито: «МАЗ», «БелАЗ» — гиганты нашей промышленности, а продукция Минского завода колёсных тягачей, «Гомсельмаш» и «Лидсельмаш» тоже широко представлены во многих государствах. Налаживается производство и собственных легковых автомобилей, благодаря активной помощи Китая, который сам за пару десятков лет чудесным образом превратился из страны велосипедов в страну-экспортёр автомобилей. Вообще Китай — это то, что не поддаётся никакому определению, это то, что нельзя никак до конца осмыслить и понять, это то, что чудесным образом перевернуло нашу жизнь. От детских игрушек до автомата Калашникова — всё сделано в Китае! Весь рынок автозапчастей — Китай; лёгкая промышленность — Китай; электроника — Китай и т.д. и т.п. Не особо заботясь о качестве, китайцы заполонили весь мировой рынок своим дешёвым товаром. И сегодня, покупая оригинальную запчасть для «Фольксвагена», «Тойоты» или «Фиата», будьте уверены, что она изготовлена в Китае, Малайзии или Сингапуре. И нет никакой гарантии, что через месяц она не выйдет из строя, потому что ведущие автоконцерны тоже учитывают дешевизну рабочей силы и размещают своё производство в странах Юго-Восточной Азии.

vetkovski_raion_mili2

Я автолюбитель с 40-летним стажем и, соответственно, тоже имею какое-то отношение к данному празднику. С полным основанием могу утверждать, что эта профессия  имеет ряд своих особенностей, которые я кратко попытаюсь обозначить.

1) Нигде в другой  профессии взмах жезла полицейского не может сделать тебя безработным. А здесь — да. Подышал в трубочку, выскочили на табло не те «циферки», которые надо — и всё. Свободен, как птица!

2) Нигде в другой профессии слова «чайник» и «блондинка» не означают то, что они должны обозначать. Расшифровывать будем или не надо? Думаю, что не надо, тем более, что они являются самыми ласковыми и безобидными в водительском «сленге», а количество анекдотов о блондинках за рулём затмило все анекдоты об известном герое гражданской войны и Вовочке, вместе взятые.

3) Нигде в мире праздником у всех водителей является не только профессиональный праздник, а также каждая пятница каждой недели месяца, когда вечером после рабочего дня можно посчитать свою прибыль от экономии топлива и смазочных материалов и в краткой беседе с коллегами поделиться секретами своего мастерства, планами на будущее (естественно под водочку-селёдочку и свежее пивко). Опытные жёны водителей стараются не планировать никаких дел на вечер этого дня, иначе, запланировав, придётся их выполнять самостоятельно. Прибыль же никогда не приносится домой, а совместно употребляется в гараже на иные цели. А с понедельника, как говорится, «и снова в бой, запой нам только снится!».

4) Нигде в мире (хотя тут, я, может быть, и ошибаюсь) число женщин за рулём не растёт такими быстрыми темпами, а число мужчин — снижается (в основном по причине игнорирования этих золотых заповедей водителей, приведённых выше). Загляните на курсы обучения водителей — несколько мужиков, а в основном-то — женщины. А непредсказуемую женскую логику поведения за рулём не может понять не только инструктор, который их обучает, но и… другая женщина, тоже находящаяся за «баранкой». Очень боюсь, что к известному выражению Гоголя о двух бедах придётся добавить, что третьей бедой стало то, как первая беда ездит по второй беде.

И всё же, несмотря ни на что, этот праздник сплотил вокруг себя представителей всех профессий, существующих на земле. Разве одно только это обстоятельство не говорит о его значимости и особой всенародной любви к нему?

И ещё об одном обстоятельстве, я думаю, стоит упомянуть: верхняя возрастная граница героев этого праздника не ограничивается никаким возрастом: водительское удостоверение не изымают в связи с выходом на пенсию, поэтому День автомобилист подразумевает под собой высокую степень самооценки себя как водителя и даёт право каждому решать, когда же следует положить «права» в комод и больше не садиться за руль, чтобы не подвергать опасности чужие жизни.

vetkovki_rayon_mili_1

Приведу примеры… Когда-то во времена СССР ветеранам и инвалидам войны социальные органы давали в пользование автомобиль «Запорожец». Получил такой и тесть моего друга. Водительские права у него были (получил когда-то перед армией в ДОСААФЕ), а вот машины никогда не было. Решив сделать для молодых сюрприз, они с тёщей попросили соседа съездить с ними за машиной, и к вечеру сосед поставил новенький «Запорожец» прямо перед въездом в гараж. Зять с дочкой, увидев новую машину, очень обрадовались: «Надеюсь, папа, ты будешь нам давать её поездить с мужем?» — вкрадчиво спросила его дочь. Тесть заупрямился: «Сами с бабкой будем ездить!» Дочь не унималась: «Да ты и ездить-то не умеешь!» «Кто не умеет? — Я не умею?» — разозлился тесть — «Смотри, как надо!» — с этими словами он буквально влетел в салон, громко хлопнув дверью. Взревев мотором, «Запорожец» рванул  в гараж. Раздался звон стекла и скрежет помятых крыльев и бампера. С испуга мужчина включил заднюю передачу, намереваясь быстро выскочить из гаража, а тут ветер закрыл одну из створок ворот. Воцарилась тишина, в которой было слышно, как падают на землю куски разбитого заднего фонаря. Тёща побагровела. Предваряя её монолог, тесть подошёл к зятю, вложил в его руку ключи и сказал: «Езди, зятёк. Не судьба мне, однако…» Выровняв где молотком, где киянкой крылья и бампер, а на следующий день купив на базаре стёкла фар, задний фонарь и баллончик синей краски, мы с другом уже вечером «гарцевали» на машине! Надо ли говорить, каким подспорьем она была в молодой семье. Да и желания тестя и тёщи повозить их по магазинам или ещё в какое другое место исполнялись незамедлительно. Да, главное в этой истории —  подтверждение слов о важности самооценки себя как водителя. А вообще это праздник хороший, значимый и очень объединяющий всех. Так что с праздником всех нас, уважаемые друзья, ни гвоздя ни жезла нам в этот день! Пусть ровно гудит мотор, наматывая мили и километры, пусть ждут нас дома родные, пусть наша профессия приносит нам радость.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.