Из истории и легенд «гомейских сёл» Ветковского района

xal-2«Жалуецца Павел Мишкович двором Халче… 1437 року».

Недавно прочла статью Виктора Темушева о наших землях в XV-XVI вв. Она произвела на меня мощное впечатление эрудицией автора, его методами работы и талантливостью, а также трагичностью судьбы. Сами же сведения об истории населённых пунктов Ветковского района предстали открытием тайны. И хотя это чисто историческое и картографическое исследование, строгое, архивное, возникло множество ассоциаций из собственных музейных исследований этих мест. То есть снова подтвердилось: творчество — это непрестанный диалог: между учёными, живыми и ушедшими, между предками — нами — потомками. Позвольте представить вам эти заметки. (Далее курсивом будут приводиться выдержки из текстов Темушева.) Думаю, нам, землякам, интересны странички нашей собственной культуры.

Справка:

temВиктор Николаевич Темушев (1975-2011) — уроженец г. Бобруйска. Белорусский историк, историограф и картограф. Старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, преподаватель Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук. Автор трёх монографий (две опубликованы посмертно), около 80 научных статей и 300 научных, научно-популярных и учебных карт.

К середине XV в. русские земли, составлявшие некогда территорию Древнерусского государства, были объединены или распределены на сферы влияния между двумя основными центрами — Вильней и Москвой. Все участки гомейских границ в разное время являлись частью общей линии границы между Великими княжествами Литовским и Московским. В конце XV в. началась борьба за перераспределение владений. В силу ряда причин (до сих пор недостаточно изученных) Великое княжество Литовское оказалось значительно слабее своего конкурента Великого княжества Московского. За короткое время, в результате двух войн (1486/87-1494 и 1500-1503 гг.) ВКЛ потеряло огромные территории, а пределы московских владений приблизились к тем районам, которые в настоящее время составляют часть территории Республики Беларусь.

Так, в 1500 г. вместе с собственно Гомейской волостью (иногда именовавшейся поветом) осколки нескольких соседних волостей вошли в состав Великого княжества Московского и составили отдельную административную единицу — уезд. Гомейский уезд, таким образом, сложился из части стрешинских, горвольских и чечерских сёл (все на территории современной Беларуси) и всех гомельских поселений. Он просуществовал до 1535 г., когда в результате похода литовского гетмана Юрия Николаевича Радзивилла 16 июля Гомей был взят и возвращён в состав ВКЛ. Окончательно город был признан в стороне ВКЛ по перемирию 1537 г.

Что касается названия центра Гомейской земли — Гомей, то оно соответствует принципу историзма. В рассматриваемый период современное название «Гомель» ещё не употреблялось. В подавляющем большинстве случаев название города писалось как «Гомей», реже «Гомий». (Ещё в 90-е годы прошлого века в ветковском селе Столбун Фёкла Фёдоровна Зуева (1914-2003) спрашивала у молодых односельчан: «Вы куды едзеце, у Гомій?» – из экспедиционных материалов Ветковского музея.)

Уже вскоре после возврата Гомья в ВКЛ, в сентябре 1535 г., было создано Гомейское староство, в состав которого вошла не только старая Гомейская волость (память о территориальном составе которой была очень устойчивой), но и московские к ней присоединения, а также некоторые другие земли между Днепром и Сожем. Так сформировалась территория Гомейского староства (часто продолжавшего называться волостью), границы которого в восточной части (за р. Сож) в основном соответствовали границам Гомейской волости XV в., а в западной части (междуречье рек Днепр и Сож) значительно изменили изначальные очертания.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на те упоминания населённых пунктов, относящихся к Гомью, которые относятся ко времени, предшествующему присоединению города к Великому княжеству Московскому (1500 г.).

В так называемом «Списке городов Свидригайло», датируемом 1432 г., также замечаем Гомей (Homey). Как раз к деятельности Свидригайло Ольгердовича относится косвенное указание источника на существование трёх гомейских сёл — Даниловичи, Дуровичи и Волосовичи. Вот и наши Даниловичи. Конечно, в книге «Память. Ветковский район» эти даты приводятся. Но как же интересны обстоятельства! А ранние даты упоминания крайне важны и для понимания нашей культуры, и для конкретных её тем. Например, традиции узорного ткачества. Именно на правых берегах Сожа и Беседи сосредоточены традиции рушников, узоры которых представляют не поперечно-полосатые композиции (как в Неглюбке), а сплошные вертикали пульсирующих знаков или диагональные сетки узоров. И если такое есть в большинстве правобережных деревень, то датировка 1432 годом позволяет относить возраст этих традиций ко времени никак не меньше чем полтысячи лет тому.

Следует обратить внимание также и на те гомейские пожалования, которые были розданы Казимиром до передачи Свидригайло самого города Гомья. Виленским воеводой Довгирдом было зафиксировано пожалование двух владений: двора Хальче Гарману (Герману) Радивоновичу и села Пресно Евлашку Хурсовичу.

orda-1Хальч (Хальче) стал известен уже до указанного времени. В 1437 г. от Свидригайло вместо Сновска (в Черниговской земле на границе с Гомейской волостью) его получил Павел Мишкович, родоначальник Халецких. Прозвище Халецких было образовано именно от названия нового владения. С потерей в конце 30-х гг. XV в. в регионе власти Свидригайло, видимо, и Павел Мишкович на время лишился Хальча. Однако во второй половине XV в. Халецкие, вероятно, вернули своё владение.

Деревня Хальч Ветковского района Гомельской области расположена на правом высоком берегу реки Сож и относится к числу древнейших населённых пунктов Беларуси. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что первые люди поселились здесь ещё примерно в пятом веке до нашей эры. В Хальче два городища железного века и одно селище времён Киевской Руси, курганный могильник. Предполагают, что название «Хальч» имеет балтское происхождение: основателями Хальча вполне могли быть варяги. Однако иногда трактуется как именное производное от праславянского глагола *xoliti — «чистить», «мыться», а также «стегать», «драть». С 1437 г. Хальч стал резиденцией богатого белорусско-польско-украинского рода, происходившего из черниговских бояр времён Киевской Руси, представители которого занимали важные государственные и военные должности в Великом княжестве Литовском. Словарь Брокгауза и Эфрона (издан в 1890-1907 гг.) сообщает также, что в XVIII в. здесь была иезуитская миссия, насчитывавшая до 1500 прихожан. В начале XX в. — жителей 2022, церковь, еврейская молитвенная школа, училище.

Тут хочется упомянуть о происхождении современного герба Ветки. Он вдохновлён гербом Халецких, все варианты которого восходят к гербу с именем Габданк.

Герб Габданк (также Абданк (польск. Abdank)) — польский дворянский герб, впервые упоминаемый в 1228 г. и включающий 434 рода, некоторые из которых включены в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.

Состоит герб из двух серебряных стропил со срезанными донцами, обращённых вершинами вниз и соединённых между собою наподобие буквы W. Поле красное. Что такое стропила? Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копьё рыцаря, перевязь — его перевязь, пояс — шарф, крест — меч, стропило — сапоги, а кайма и щиток — кольчугу и броню.

В нашлемнике над короной Абданка повторяется та же эмблема (двойное стропило). В первый раз знамя это было усвоено в ХIII в. фамилии Скубов. От этого же рода произошли Скарбеки, из которых один был отправлен королём Польским Болеславом Кривоустым в качестве посла к императору Германскому Генриху. Когда император показывал ему свои сокровища, гордясь ими, отзывался не совсем лестно о Польше. Полный достоинства гордый Скарбек снял с своей руки золотое кольцо и бросил его в сокровищницу, за что Генрих его поблагодарил (Habe dank). В память этого поступка дано знамени Скарбека название Габданк, или Абданк. К этому гербу приписано много польских фамилий, и в повторении в нём буквы V некоторые историки и геральдики хотят видеть как бы начальные буквы четырёх латинских слов: Veritas, Victoria, Virtus et Vita, т.е. истина, победа, добродетель и жизнь.

Это же знамя — Абданк встречается в гербах Халецких, славных своей историей и ролью в судьбе Великого княжества Литовского. Тут стропила трактуются как небесное покровительство. В их гербе появляется чёрное орлиное крыло, пробитое стрелой. Сами же стропила также увенчаны стрелой. Стрела олицетворяет мужское начало, а также мужские добродетели — целеустремлённость, мужество, стойкость, быстроту. Стрела, пущенная в небо, обозначает восхождение к небесному.

gerbГерб Халецких и некоторые современные документы из их истории:

Владислав Халецкий, мэр Смоленска
Владислав Халецкий, мэр Смоленска

На картине XVII века изображена чета Халецких. На фото XXI в. — Владислав Халецкий, мэр г. Смоленска. Налицо родовые черты. Любопытна также акварель белорусского художника Наполеона Орды (1807-1883). Вид халецкого дворца, парка – и совершенно непривычные нам кораблики на реке Сож.

Ещё два гомейских поселения — Шерстино и Немковичи были отданы, согласно Книге данин 1440-1455 гг., Юшке Дранице за подписью писаря Кушлейки [писарь Иван Кушлейко работал в великокняжеской канцелярии между 1440-1460 гг.]. Наконец, тот же Шерстин, видимо, после смерти Юшки Драницы, снова жаловался Михаилу Монтовтовичу. Видимо, это произошло также в 40-е гг. XV в.

К сожалению, больше упоминаний населённых пунктов Гомейской волости (повета) до конца XV в. в письменных источниках не встретилось.

Таким образом, в круг известных по источникам XV в. населённых пунктов Гомейской волости входят: сёла Даниловичи, Дуровичи, Волосовичи (около 1447 г.), Пресно, двор Хальче, Новосёлки (1440-1442 гг.), Шерстино (Шерстин), Немковичи (40-е гг. ХV в.), возможно, Свободка (1440-1452 гг.).

Мы же отметим, что в указанных здесь пяти населённых пунктах нынешнего Ветковского района — те самые «вертикальные» рушники. То есть наши этнографические экспедиции нащупали подлинные «жилы» традиции, а теперь видно, как это подтверждается исторически: генетико-географическим методом. И Шерстин — также представлен в коллекции музея, «вертикальные» рушники, начиная с 1913 года. Но где же неизвестные Немковичи?

О местонахождении Немковичей и Свободки можно сделать лишь предположения. К востоку от Чечерска, у правого берега р. Беседь, притока Сожа, существует село Большие Немки. Кажется, что даже лингвистического соответствия между Немковичами и Большими Немками не много. Однако можно утверждать, что именно Большие Немки (есть ещё Малые Немки на другой стороне р. Беседь) в XVI в. носили название Немковичи. В этом убеждает уникальный документ — «Описание дорог из Минска на Северщину», относящийся к 1534 г. Согласно источнику, 3-я дорога «з Менска на Северу» пересекала Сож ниже Чечерска у Залесья, шла к Бабичам, затем к Немковичам, под которыми «Бесед(ь) возитца». От Немковичей дорога шла к Верещакам, от последних — к Унуковичам, возле которых была переправа через Ипуть, и т.д. Все перечисленные географические ориентиры можно легко отыскать на современной карте. Между Бабичами и Верещаками у р. Беседь, с правой её стороны, и находятся Большие Немки, которые, несомненно, следует отождествить с Немковичами «Описания» 1534 г.

О древности Немков свидетельствует факт наличия городища в 1 км на юг от деревни.  Добавим, что местная легенда о Немках производит их название от «двух немок», иностранных хозяек деревень. А что касается рушниковых традиций, то в Больших-Великих Немках, на правом берегу Беседи, такие же «вертикальные» родовые узоры. Следовательно, гипотеза Темушева подтверждается и с нашей стороны. Значит, в 40-х гг. ХV в. правые берега Беседи уже заселены носителями той же «вертикальной» традиции рушников.

История большинства поселений прослеживается по данным источников XVI-XVII в., их можно отыскать на картах XVIII-XIX вв., кроме того, археологические данные подтверждают их древность.

Далее в контексте Волозковичей-Волчковичей возникают в записях известные всем Поколюбичи, возле которых сегодня стоит знак с датой 1681 год. Но, видимо, история более ранняя.

В «Реестре ревизии господарской Гомейской волости» 1560 г. было замечено село Волозковичи. В более ранней публикации «Реестра» «село боярское Волчковичи». Более того, при описании границ таких сёл, как Юрковичи и Новосёлки, часто говорится о селе Волковичи. Владения трёх сёл были «спольными» между собой. Некоторые земли села Волчковичи, действительно, располагались рядом с Гомейским замком. Так, принадлежавшая селу земля Поколюбицкая с сеножатями в 1560 г. была «на фольварок замковый зоставлено». На карте Могилёвского наместничества 1786 г. отмечен населённый пункт Покалюботочи, который можно отождествить с землёй села Волозковичи Поколюбицкое. На карте-трёхвёрстке 1860 г. отмечено с. Поколюбичи. Существует оно и в настоящее время. Информация «Реестра» убеждает, что село Волчковичи находилось севернее Поколюбичей (Гомей к югу от них) в соседстве с сёлами Юрковичи и Новосёлки, то есть в противоположной от Гомья стороне. Смежность владений Волчковичей с сёлами, близкими к городу (Плесо, Старое, Волотова) не отмечена источником.

Для нас же важны и мифологические архетипы, то есть первообразы. Они чудесным образом проявляются через тысячи лет в народных представлениях, обрядах, фольклоре и зафиксированы экспедициями нашего музея. Несколько из перечисленных имён деревень этого времени имеют похожее звучание. Важно, что некоторые — возле наших знакомых сёл. Более того, их названия имеют образную выразительность, восходящую ко временам архаическим.

«Волотова», «Волосовичи», «Волозковичи» — все эти названия имеют ещё языческое происхождение. Имена имеют отношение к воплощению древней силы и воли — в могучих волотах. А также к древнему богу Нижнего мира, Велесу, Волосу, то есть «мохнатому», хозяину золота и сырого зерна. Волна-шерсть и волна энергии воды, ветров, облаков – волокнисты, текучи, неделимы, связаны с этой древней волей. Даже в христианских иконах, в том числе и ветковских — волны воды и волосы изображались одним и тем же способом. А сам гребень-расчёска, по исконному образу, — это маленькая, но значимая модель гребного судна с вёслами вниз. Она с солнечными знаками. Так дневная сила солнца причёсывала ночное, «нечёсаное». «Грешная душа» на иконе «Отечество» — нечёсаная.

Древние богатыри-волоты известны в наших местах и как «невидимые богатыри», «невидимцы», «Доброхожие». И быличек, чудесных историй с их участием, записаны сотни. Совсем недавно наши старики верили (а некоторые рассказывают и теперь), что они живут, женятся, умирают и незримо соприсутствуют с нами. Они хранители путей. Главные их владения — дороги, перекрёстки, межи, раскосы — то есть места проявления невидимых и неведомых сил, представителей Иного. Их растения — вербы и омёлы. Их стихии — вихри. Их смертельно опасно обижать… На наших рушниках есть множество узоров с названиями «дороги, стёжки». Есть даже «Богова дорога» и «Лебединая дорога». Но это уже совсем другая история…

Близки этому смысловому полю и названия «Шерстин», «Волковичи». Всё это «маркёры» лесного, дикого, хтонического царства. И если взглянуть на соседние Юрковичи, то соседство это удивительно. Конечно, потомки какого-то Юрки могут быть и чистой случайностью. Но святой Юрий-Георгий, в средние века и Юрко, в христианском образе сохранил и многие древние признаки. Так, в наших местах «кали воўк бяжыць, раскрыўшы пашчу, то ета на ём Святы Юры едзе…». Да, Юрий — хозяин волков, лесных и божьих псов! А ещё здесь глухие воспоминания о бое бога неба — с богом низа, это уже уходит в эпоху бронзы. V тысяч лет тому, когда как раз напротив современного Шерстина, в урочище Стрелице, жили, молились и хоронили вождей наши предки индоевропейцы. А мифы всё ещё живут в народных представлениях.

Итак, что там дальше у Темушева? Сёла, близкие к городу (Плесо, Старое, Волотова)… Тут ещё одна захватывающая информация. Если Старое село упоминается в 1560 г., то Новосёлки — в 1440-1442 гг. Но это не значит, что Старого прежде не было. У Старого села — археологическая история, начиная с эпохи каменного века и эпохи бронзы. Возможно, вблизи него расположено самое старое городище в Беларуси, с валами и рвами в несколько тысяч лет. Озеро Городок, городище «Замчище». Жили здесь и ранние славяне на рубеже нашей эры. Раскопки Ветковского музея на этом городище показали, что жили и в XVI-XVII вв. Даже война 1701 г. оставила Старому селу курган — братскую могилу шведов. Или это легенда? Однако соотнесение названий Старое и Новосёлки явно не случайно. Согласно генетически-географическому методу, это история расселения. Так или иначе, более полутысячи лет назад Новосёлки уже были. Так они и сейчас воспринимаются: как «Новые». Да, в Старом Селе рушников тканых уже не приобрели, но из тех, что были — не найдутся ли в чьих сундуках «вертикальные»? Как и в Новосёлках, уже не новых 584 года тому назад.

Что касается остальных гомейских поселений, известных с XV в., то все они располагались к северу от города Гомья, вдоль правого берега р. Сож, в основном возле самой реки.

Первые данные о территориях, присоединённых к Великому княжеству Московскому в результате войны 1500-1503 гг. (среди них была и Гомейская волость), содержатся в перемирной грамоте 1503 г.

Там представлен и единственный список сёл. Заблуждением является мнение, что сёла Уваровичи, Телешевичи, Тереничи, Кошелев Лес, Морозовичи, Липиничи, Скарбовичи, Залесье, Бабичи, Светиловичи, Голодно, Лапичи и Полешане являлись гомейскими… Как выясняется из «Списка о порубежных землях и о жалобах», присланного от имени короля Сигизмунда в Москву 30 марта 1527 г., все перечисленные сёла перешли «в сторону великого князя, по перемирной грамоте» из состава Чечерской, Стрешинской и Горвольской волостей. Однако в «московское» время они были причислены к Гомейскому уезду. Здесь наши — Светиловичи и Голодно. Светиловичи в XII-XIII вв. — в составе Новгород-Северского княжества. С 1335 г. принадлежали князю ВКЛ Ольгерду Гедиминовичу. В это же время там поселилась «боярская шляхта». Городище II тысячелетия до н.э. Рядом два селища, I тыс. до н.э. Ещё — озеро Святское, где “церковь на дно ушла”. Если спускаться вниз по Беседи, то поблизости, в Чемерне, в урочище Каменная Гора было языческое святилище и курганный могильник. Древние места с корнем слов «Свет, свят». Голодно, известное как старообрядческая деревня, видимо, была вначале только белорусской (в наше время — НовоИвановка, выселена после Чернобыля).

После Скарбовичей список сёл грамоты 1503 г. переносит нас в левобережье р. Сож. Перечисляемые далее 4 села размещались от р. Сож (Залесье) к её левому притоку Беседи (через Бабичи к Светиловичам и Голодно) и своим расположением отсекали всё междуречье Сожа и Беседи в сторону Чечерской волости. Рядом, за р. Сож стояли гомейские сёла Юрковичи, Шерстино и Пресно, известные с XV в.

Таким образом, сёла, отведённые в начале XVI в. в состав Гомейского уезда, можно чётко разделить на 2 группы — правобережные и левобережные. Они создавали два территориальных массива к востоку и к западу от р. Сож.

Однако существуют неопровержимые доказательства того, что гомейская территория уже до 1500 г. довольно далеко распространялась и на восток от Гомея, за р. Сож.

В известном издании А.С. Дембовецкого 1882 г. указано: “Самое густое и большое население шляхты идетъ по Сожскому водоему, начиная от г. Мстиславля чрезъ м. Кричевъ и г. Чериковъ, а за м. Чечерскомъ и г. Рогачевомъ, где сближаются Днепръ и Сожъ, селения шляхты группируются по берегамъ обеихъ этихъ рекъ, уходя вглубь местности на разстоянии верстъ въ 30”. В Сожской группе преобладало православное вероисповедание: “православныхъ 18491, католиковъ же только 5927, т.е. почти на десять человекъ православныхъ, приходится только трое католиковъ”. В рамках обоих рубежей выделялось также несколько локальных. Например, мощный пограничный заслон из шляхетских околиц существовал в бассейне р. Беседь, впадавшей в Сож.

Православная шляхта, хотя и имела моленные углы с иконами, но рушники свои, «белые», противопоставляла красным углам-кутам и «красным» рушникам «мужиков», то есть крестьян. Но тогда собственные красные традиции правобережья Сожа — ещё древнее, чем наслоение и разделение «белого чина» шляхты и «красного чина» земледельцев. И жаловались эти «владения», стоявшие на плодородных правобережных землях, наверное, вместе с теми же талантливыми земледельцами и огородниками, чем и до сих пор славятся правые берега. Можно только представить, насколько древние традиции. Рушники — уникальное наследие наших мест. Они связаны с семейной земледельческой и родовой магией, которую отменила коллективизация. Истоки знаков — в древнейшей предыстории.

В результате длительных переговоров 1537 г. литовская делегация отстояла для ВКЛ всю Гомейскую волость, в тех пределах, с которыми она существовала до присоединения к Великому княжеству Московскому. И вот из посольских книг выясняется, что гомейская территория заходила более чем за 60 вёрст на восток от Сожа, где встречалась со стародубскими землями. Конкретной информации о гомейских границах из переговоров 1537 г. мы не узнаем, но сам факт того, что в некоторой части Гомейская волость возвращалась в своих пределах к периоду до 1500 г., даёт основание использовать дополнительные источники, прежде всего, «Реестр ревизии господарской Гомейской волости» 1560 г. Кажется, восточная часть Гомейской волости (с левой стороны р. Сож) вернулась в состав ВКЛ практически без изменений. От неё отняли наслоения периода московского господства и «в чистом виде» передали ВКЛ.

Так, вскоре после освобождения Гомья были возвращены владения дворянам Халецким. Согласно листу короля и великого князя Сигизмунда I Старого от 10 сентября 1537 г. имение «отчизное на имя Халчо и з иншими селы к нему прислухаючими со всимъ, яко ся оно здавна в собе мело» должно было быть передано гомейским наместником кн. Василием Юрьевичем Толочинским (а он не хотел его уступать) дворянам Есифу и Остафею Халецким, сыновьям овручского наместника Михаила Михайловича Халецкого. Согласно информации, отразившейся в новогородских гродских книгах, «иншими» сёлами, которые получили в 1537 г. братья Есиф и Остафей, были Новосёлки и Юрковичи. Однако в 1560 г. указанные два села относились к господарской Гомейской волости и Халецким уже не принадлежали. В 1581 г. между Андреем и Яном Халецкими осуществлялся обмен Черным, Чоботовичами и Телешовым на Хальч и Глыбов. Значит, по крайней мере, ещё одно село (Телеши-Телешевичи) присоединилось к комплексу владений Халецких. А возле Хальча, видимо, не так много земель принадлежало его старым владельцам. Грамота неизвестному Юрию Богдановичу Халецкому 1514 г., в которой он был якобы пожалован королём Сигизмундом Августом Старым Селом (возле Хальча), является очевидной подделкой, хоть С.М. Кучиньский и приводит различные варианты её появления.

Скорее всего, это наша Глыбовка (в книге «Память» упоминание только с 1910 г.). Рядом, в урочище Бабин Бугор — селище эпохи среднекаменного века, мезолита: VIII-V тысячелетие до н.э, то есть 10 тысяч лет тому. Курганный могильник радимичей X-XII вв.

Кроме того, южную границу Гомейской волости конца XV — первой трети XVI в. помогает определить уникальный источник — реестры границ черниговских, любечских и др., составление которых исследователи относят к разному времени между 1523-1527 гг. Комплекс реестровых данных принадлежит к последним десятилетиям XV в.

В районе р. Ути, там, где проходила граница Гомья с черниговскими и любечскими землями, ещё в середине XVI в. были обширные леса, в котором было много «яко великого, так и малого зверя». Окрестные реки изобиловали рыбой и бобрами. В целом о регионе, который занимали реки Десна, Судость, Снов, Ипуть и Беседь с их притоками, А. Лазаревский писал: «Всё это пространство покрыто было почти сплошными лесами, значительная часть которых в первобытном своём виде сохранялась ещё в XVIII в.»

С.М. Кучиньский  проводил гомейскую границу вдоль русла р. Беседь от её устья до Потёсских болот, место которых обозначает деревня Потёсы (у левого притока р. Ведерни, которую исследователь назвал безымянной). Вот и Потёсы, также по самосознанию шляхетская, выселена в 1992 г. Условная линия от Потёсских болот до р. Ипуть (южнее Бобовичей) определяла дальнейшую гомейскую границу. Всё пространство к югу и юго-западу от этой линии, таким образом, было отнесено к Гомейской волости. Однако в том районе для конца XV — первой половины XVI в. не известно ни одного населённого пункта. По словам А. Лазаревского: «Заселение ипутских берегов шло медленно по той причине, что они были покрыты громадными лесами».

Вообще, заметно, что левобережье Сожа в XVI в. было охвачено активным колонизационным процессом. Гомейская волость преодолела свои узкие пределы на правой стороне р. Сож, видимо, незадолго до начала XVI в. Сравнительно узким коридором гомейская территория вышла на левую сторону Сожа, а затем по Ипути и Утье распространилась на юго- и северо-восток. При этом строго на восток от Гомея оставались нетронутые лесные пространства.

Освоение и заселение территории к востоку от Сожа продолжалось в течение XV-ХVI вв. и в последующее время.

После Чернобыля многие из старинных сёл междуречья Сожа — Беседи оказались выселенными. И царство бобров опять стало пополнять своё звериное народонаселение. Кабаны и бобры вообще формируют перемены русла Беседи. Одни строят плотины, другие разрывают берег в поисках сладкого аира. Половодья подытоживают их взаимные усилия. Говорят, лесники встретили и следы медведя. А ещё там мы видели белых цапель и чёрных аистов, белохвостого орлана — символ США… Природа не терпит пустоты. И всё же, проплывая мимо высоких правобережных террас Беседи, до сих пор видишь, насколько культурно освоенными были эти места.

А ещё — статья Виктора Темушева дала больше уверенности и надежды в определении движения и распространения древнейших традиций рушников наших мест — вертикальных композиций «ростов и ливней», как мы их назвали.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.