И сказал одно слово: Радуйтесь!

Прошло Светлое Христово Воскресение — Пасха, проходит и Светлая Седмица — неделя, особо выделенная в церковном богослужении, в том числе благодаря песнопениям сугубо возвышенным, сугубо ликующим. Вообще, пасхальный период наполнен невообразимой радостью. Природа, пробуждающаяся от зимней скованности, некая обострённая человеческая эмоциональность, буря чувств, как резкий, но уже приятный весенний ветер — всё это присутствует в мире и без вести о Воскресении Христа.

И наша юность вдыхала запах весны, его пьянящую свободу и томительную надежду, ничего о Христе не зная. Это было время, когда ни о Боге, ни о Церкви всерьёз не говорилось. Более того, всякое воспоминание о традиции, тем более следование ей, воспринималось как дремучая дикость, ведь в народной культуре нет-нет да и выплывает какой-никакой духовный закон, который не обойти нашим материалистическим сознанием. Да, в любом человеке или практически в любом есть эта безошибочная интуиция вечной жизни, которая очень хорошо ощущается именно весной, во время обновления природы. И это не удалось притушить никакой абстрактной идеологией “светлого будущего”, построенного в отдельно взятой стране. Чтобы забросать, завалить отшлифованные веками христианские ценности срочно выдумывались новые формулы, призванные воодушевить “молодых львов” на подвиги, геройства, жертвы. Что интересно, риторика вождя мирового пролетариата изобилует библейскими и евангельскими фразами, но какова цена этих драгоценностей, употреблённых как лозунги в теории мировой революции? Не секрет, что любое, самое священное понятие можно свести к банальному набору фраз, за которым — никакого движения мысли, никаких ассоциаций, никаких переживаний.

Взять хотя бы слово “воскресение”. Для нас воскресение — выходной день недели. В этот день мы стараемся впихнуть максимальное количество личных дел: очередной поход на рынок, долгожданное копание в огороде, оттаявшем от снега, просмотр любимых передач по телевизору, визиты в гости или приёмы гостей. Разве вспоминаем мы о том событии, которое и дало название этому дню недели? А между тем православная традиция каждую неделю совершает память Воскресения Христова, то есть Пасха отнюдь не единственный день, когда мы его празднуем.

Однажды, в воскресение, шумная группа молодёжи буквально вывалила за ограду храма и проезжавшее авто даже притормозило. В открытое окошко высунулся водитель: “А какой сегодня праздник?” Кто-то из молодых крикнул: “Как какой, Воскресение!” Мужчина явно удивился, пожал плечами и поехал дальше. Для каждого это слово будет звучать по-разному.

Вспоминается классический анекдот советского времени: “Леонид Ильич Брежнев идёт по коридору, а навстречу кто-то из членов Политбюро: Леонид Ильич, Христос Воскрес! А он в ответ: Спасибо, мне уже сообщили”.

К чести гонителей христианства и просто его молчаливых противников нужно сказать, что они никогда не стилизовались, и были предельно честны в своей агрессии или равнодушии. Они делали так, как говорили, и говорили так, как думали. Сейчас найти искреннее восхищение христианством и подлинный интерес к нему так же тяжко, как романтиков и энтузиастов. Христианство встроили в гражданское общество, как один из его институтов. Институт по обслуживанию религиозных чувств граждан. Есть у вас религиозное чувство — реализуйте. Платите деньги — и требуйте качественного обслуживания. Поэтому в пасхальную ночь непонятно кого в храме больше: прихожан или “захожан”, зевак, из которых многие еле на ногах стоят. Поэтому, освятив куличи, многие забывают о существовании храма до следующего освящения: то ли мёда, то ли яблок, то ли воды. Поэтому детей крестят исходя из принципа: “чтобы животик не болел”.

Наш интерес к христианству и Христу сродни равнодушию. А в Боге нет равнодушия. Обязательно надо выбирать: или полное принятие, или полное отвержение. Середина — это наши человеческие уловки. Сами посудите: как относиться к факту воскресения? Можно только или принять, или отвергнуть, ведь это непосредственно касается нашей жизни или смерти. В дилемме жизнь-смерть нету середины. Бог призывает нас свободно выбрать что-то одно: невозможно служить двум господам…

А что означает призыв Бога: “Избери жизнь”? В том числе признание факта воскресения Иисуса, который был убит, как бы это сказать, не смог умереть. Современники Иисуса, Его ученики, люди близкие к Нему, изо всех сил старались понять смысл Его учения, но далеко не все и далеко не всё они понимали с первого раза. Приняв, наконец, Иисуса, как Сына Божия, ученики не могли понять, как Сын Божий может быть убит, а похоронив Учителя, не могли постичь, как он может жить после Своей реальной смерти. Наверное, любители чётких логических доказательств не найдут в христианстве ответов и готовых рецептов для обретения вожделенной вечной жизни. Слишком много таинственного, сокровенного, зыбкого, где не интеллект прокладывает твёрдый путь, а вера — внешне очень слабая опора для тех, кто ищет гарантий. Факт воскресения Христа до сих пор остаётся загадкой, секретом, который, как сокровище, хранится в опыте Церкви. Любой входящий внутрь припадаёт к этой тайне, но описать её, проиллюстрировать, зафиксировать не имеет смысла. Ведь Церковь — это не НИИ.

Несколько благочестивых жён рано утром, придя к погребальной пещере, не обнаружили там тела Иисуса. Ангел Божий сообщил им весть о воскресении и повелел сообщить всем Христовым ученикам. Поспешив исполнить это поручение, женщины по дороге встретили Христа. Строки Евангелия свидетельствуют, что “они приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему”. Сколько чувств скрыто за этими скупыми словами. Какая ошеломляющая радость должна была обуять тех, кто уже похоронил своего любимого Учителя. Неужели такое возможно?

Интересная деталь: непосредственные восточные люди хватают Христа за ноги не за тем, чтобы выразить своё почтение, а чтобы удостоверится что Он не дух, не приведение, но плоть и кости. И это действительно стало возможно. Многие будут сомневаться, видя Иисуса воскресшим, некоторым потребуется особое удостоверение, как это произошло с Фомой, будущим апостолом-мучеником, память которого Церковь празднует в следующее после Пасхи воскресение. Но Христос всем предлагает убедиться и сделать свой личный выбор. Кстати, этот выбор происходит сейчас с нами. Тот, кто читает эти строки, может ещё раз задуматься о воскресении. Когда Христос встретил бегущих от пустого гроба женщин, он сказал им только одно слово: “Радуйтесь!” Это слово обращено не только к ним, прямым свидетелям воскресшего Христа, но и к нам, ко всему творению Божию и Божьему миру. Это как вздох облегчения, ведь Христос точно знает — смерти больше нет.

Андрей СКИДАН.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.