Договор на вывоз мусора — залог чистоты

В адрес коммунального жилищного унитарного предприятия «Ветковское» часто поступают обращения от жителей района о необходимости разъяснения вопросов заключения гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе о расторжении таких договоров и внесении платы за эти услуги.

В данной статье разъясним порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и оплаты за эту услугу:

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам. Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 N 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».   

Согласно статье 18 Закона потребитель (наниматель, собственник жилого дома) обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем (КЖУП «Ветковское») в соответствии с Законом и иными актами законодательства, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно.

Неоказание конкретному потребителю (или в отношении одного дома) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами технически невозможно, так как КЖУП «Ветковское» оказывает данную услугу в населенных пунктах района на постоянной основе в соответствии с утвержденными схемами обращения с отходами, организовывает вывоз ТКО и несет связанные с этим затраты. Имеющиеся технические средства не позволяют на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю и при этом лишить потребителя фактической возможности пользоваться такой услугой. При этом потребитель услуги (любой житель населенного пункта, где производится вывоз ТКО) имеет возможность пользоваться услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами на постоянной основе.

Порядок расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 N 571. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов, установленного местными исполнительными и распорядительными органами, и количества зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.

Обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию.

Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» собственники отходов обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами санкционированным местом хранения отходов для граждан может быть либо специально обустроенная площадка с контейнерами, либо специальное транспортное средство при подомовом объезде частных домовладений.

Таким образом, граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, не вправе отказаться от оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по следующим основаниям:

свои отходы потребления граждане обязаны собирать раздельно и размещать в санкционированных местах временного хранения (в контейнерах на специально оборудованных площадках или в специальных транспортных средствах);

предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами, в том числе их сбор и вывоз в санкционированные места размещения;

услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является основной жилищно-коммунальной услугой;

у исполнителя, организации жилищно-коммунального хозяйства, отсутствует техническая возможность на практике не оказывать названную услугу конкретному потребителю;

организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, обязаны осуществлять вывоз отходов, размещенных в несанкционированных местах.

Учитывая вышеизложенное, граждане, проживающие в индивидуальных домах, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» отказ собственника жилого дома от заключения договора не освобождает его от обязанности внесения платы за данную основную жилищно-коммунальную услугу.

Также в соответствии со статьей 15 Закона, если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой заключение договора обязательно, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении потребителя заключить договор.

В своем большинстве владельцы частных домов в сельских населенных пунктах Ветковского района отказываются заключать договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора), а многие из тех, кто уже заключил, требуют его расторгнуть. Такое свое поведение жители нашего района объясняют, как правило, тем, что отходов у них не образуется, кто-то сжигает мусор в печи, кто-то закапывает на огороде и тому подобное.

При всем уважении к таким заявителям все же хочется усомниться в истинности таких утверждений. Такие понятия как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются» действующим законодательством не закреплены, а самое красноречивое подтверждение тому, что отходов на селе образуется предостаточно — наличие несанкционированных свалок, как в самих населенных пунктах, так и за их пределами: в лесах, прибрежных районах и т.д. В таких случаях жители начинают винить кого угодно, только не себя. Но от этого свалки не исчезнут.

Обращаясь к собственникам жилых домов, не заключившим договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, хочется напомнить, что охрана окружающей среды – долг каждого. Отказ от заключения договора является нарушением законодательства об обращении с отходами, и к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности. В соответствии с ч.2 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, то есть до 1 150 рублей.

Отдельно хочется отметить, что заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг (граждан) гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо её неоказания. То есть, заключив договор, гражданин сможет воспользоваться своими правами потребителя, и требовать своевременного и качественного оказания услуги в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Так как отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает от обязанности внесения платы за данную основную жилищно-коммунальную услугу: с июля 2017 года начисления по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами производятся всем без исключения жителям города Ветки и сельских населенных пунктов района, в которых КЖУП «Ветковское» осуществляет вывоз мусора.

К сведению, сегодня оплата на одного человека за вывоз мусора составляет: 74 копейки в месяц.

ВАЖНО!!! 29 июня текущего года правительство приняло постановление № 510, которым вносятся существенные изменения и дополнения в основной документ, регулирующий порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. №571 «Об утверждении Положения о порядке расчётов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

Одно из изменений касается вывоза ТКО. С 1 октября 2018 года услугу можно будет приостановить.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, и даже отказ от заключения договора не освобождает от её оплаты. Данная норма обсуждению не подлежит, но у городских жителей, имеющих загородные дачи или доставшиеся по наследству дома, возникал справедливый вопрос: проживаю на даче максимум три месяца, а платить нужно круглый год. Постановление предусматривает возможность приостановления оказания данной услуги на срок до 6 месяцев в календарном году. Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую вывоз ТКО или производящую расчёт и начисление платы. Особо следует подчеркнуть, что данная норма касается одноквартирных, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане.

 

ПЕНЮ МОГУТ ПРОСТИТЬ

Правительством определён порядок списания пени гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Соответствующее положение утверждено Постановлением Совета Министров от 4.01.2007 №2. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6.10.2006 №604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства».

Списание пени гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится по решению районного исполнительного комитета при условии выплаты этими гражданами основного долга.

Для списания пени граждане должны подать заявление в произвольной форме в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилфонда и оказывающую коммунальные услуги, с указанием причин возникновения задолженности. Эта организация производит обследование жилищных условий и определяет имущественное положение гражданина и членов его семьи, совместно с ним проживающих. При этом в случае необходимости у соответствующих госорганов могут быть запрошены справки либо документы о доходах и имущественном положении заявителя и членов его семьи, совместно с ним проживающих, необходимые для решения вопроса о списании пени. Данные справки либо документы граждане также могут самостоятельно представить в организацию, оказывающую коммунальные услуги.

Далее организации, осуществляющие эксплуатацию жилфонда, представляют в районный исполнительный комитет проект решения о списании пени или об отказе в этом, после чего райисполком принимает окончательное решение. В решении указывается период, за который производится списание пени, и её сумма. В решении об отказе — основания для отказа.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.