156 похоронок разведчика Никитенко

По долгу службы в Афганистане Никитенко было запрещено участвовать в боевых операциях. Но раз в месяц он уговаривал начальство и шёл «на войну».

…Когда умерла мама, Коля Никитенко учился в восьмом классе в родных Хойниках. В одночасье пришлось повзрослеть, заменить мать для младших братьев и сестры. После восьмилетки пошёл трудиться на ремзавод, учился в вечерней школе.

В 1969-м парня призвали в армию, в ВВС. Повезло служить в Минске. После демобилизации направили в Самаркандскую школу прапорщиков. Вскоре вновь передислокация, в Чехословакию: Оломоуц, Миловице, Прага. Будучи в непродолжительном отпуске в Ветке женился на любимой девушке Светлане. Их дочурка родилась уже в Карловых Варах, где глава семьи служил на полигоне. Назвали малышку Наталией.

В 1977 году Николай уехал по замене в Туркестанский военный округ, продолжил службу в Ашхабаде в войсках связи. Здесь же находились жена и дочурка. В мае 1983-го командировали в Афганистан. По прибытии серьёзно заболел: перенёс брюшной тиф, малярию.

Никитенко служил в должности помощника начальника штаба отряда специального назначения ГРУ. Вёл учёт личного состава, карточки, приказы. За два года службы ему пришлось выписать похоронки на 156 человек.

— Можете представить, — признался Никитенко, — каково это, писать родителям, что погиб их сын, молодой человек в расцвете лет.

Был и ритуал прощания в части: построение отряда, выезд боевой машины, которую покрывали красным полотном, на него укладывали тело погибшего. Вынос знамени, прощальный салют. Потом вертолёт доставлял «груз 200» в Кабул, а оттуда два раза в неделю тела мальчишек увозили на Родину, в СССР. Никитенко довелось лично сопровождать на Ветковщину гроб с телом Виктора Ващенко, погибшего в апреле 1984 года. Вертолёт, в котором находился Виктор Ващенко в составе десантной группы, был сбит.

— Мне было запрещено участвовать в боевых операциях, — рассказывает Николай Никитенко, — поскольку занимался учётом личного состава. Считалось, не дай бог такой человек, владеющий секретной информацией, попадёт в плен. Но совестно ведь перед ребятами было, и мы уговаривали руководство. Разрешали где-то раз в месяц идти на задания. Честно, я не подсчитывал убитых лично. Много…

Он не забудет первый выход «на войну». Командир группы предупредил всех об осторожности: выходят ночью, темень в горах. Минули дозор, и вдруг прямо перед Никитенко вырос душман.

— Я среагировал первым, всадил в него весь «магазин», — вспоминает Николай, — потому что промедление смерти подобно в такой ситуации. Но и своей стрельбой, получилось, выдал местонахождение разведгруппы. Две недели после той первой стычки меня тошнило. Таким было боевое крещение. Начальство приказало командиру группы присматривать за мной (мало ли что) и вводить в боевые операции постепенно: мол, не все готовы к такому. Но со временем обтёрся, научился.

Первую свою боевую награду, медаль «За отвагу», Николай получил за сопровождение колонны с продовольствием, двигавшейся из Хайратона, откуда велось снабжение наших войск. Всё прибыло в целости и сохранности. Вторая медаль, «За боевые заслуги», была непосредственно за мастерство разведчика.

— Нам удалось у местного населения добыть сведения о грядущем караване моджахедов, — рассказывает Николай. — Было это в провинции Нангархар. Узнали, когда и где он будет двигаться. Огромный караван — 180 вьючных животных: ишаки, мулы с оружием и боеприпасами. Мы их всех взяли в оборот: только один из наших ребят был тогда легко ранен. Возвращался Никитенко из Афганистана к семье, в Ашхабад, в 1985-м. Потом вместе с супругой и дочкой неслись как на крыльях в Ветку. На гражданке достойно проработал 17 лет помощником мастера на Ветковской ткацкой фабрике, затем переквалифицировался в слесари по ремонту автомобилей в «Агроинтертрансе» в Гомеле. Здесь также Никитенко был в передовиках, портрет помещали на Доску почёта Новобелицкого района Гомеля.

Но корни всё же полешук Николай Никитенко пустил в Ветке и сегодня живёт в этом небольшом городке недалеко от Гомеля. Руководит районной организацией воинов-интернационалистов.

Тамара КРЮЧЕНКО.

Николай Никитенко с переводчиком отряда спецназа Виктором Бузаковым

 

Спецназовцы ждут афганскую делегацию на День Победы
Трофеи спецназовцев после захвата душманского каравана

gp.by

Comments (0)
Add Comment