Почему нельзя ждать, если у ребёнка в два года нет речи?

Речь — это функция мозга. Мозговые структуры созревают в определённые сроки. Для созревания каждой функции существует своё временное окно. Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок — ребёнок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит — родители понимают, что это не индивидуальные темпы развития, а серьёзная проблема.

Если ребёнок не говорит в 2 года, у него тоже есть определённая проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации.

Речь — это зона Брока (моторная функция — воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция — понимание речи). Они в норме активизируются до 2 лет, если у ребёнка в 2 года нет фразовой речи — значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьёзная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать.

Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет. Если ребёнка привели в 2-2,5, то шанс того, что он выйдет на норму, очень высокий, а если привели в 4-5 лет, то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.

Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3 лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели («а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него всё хорошо») — это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии — педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме).

В любом случае, на выходе, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), дисграфию, дислексию (нарушение процессов восприятия чтения и письма). Чем раньше начнётся логопедическая и психологическая работа с ребёнком, тем меньше у него будет проблем в будущем.

Какие обследования необходимо пройти, если ребёнок не говорит в 2 года? Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития в нарушении слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования — МРТ, ЭЭГ и др. Проконсультироваться или пройти комплексное психолого-педагогическое обследование в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, развития психических функций у ребёнка и поможет разработать коррекционно-развивающую программу, основанную на индивидуальных особенностях именно вашего ребёнка.

Анна МАЛЕВАНОВА, учитель-дефектолог ГУО «Ветковский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Comments (0)
Add Comment