История БАМа

Уважаемые читатели, отвлекитесь от своих повседневных хлопот, от этой рутины — ого-рода, готовки, уборки, надоевшего телесериала — и станьте соучастниками событий, которые произошли не так уж и давно, но успели получить громкое название.

“Стройкой ХХ века” называли строительство Байкало-Амурской магистрали. Растянулась она на долгие десятилетия и потребовала приложения больших усилий. БАМ строил весь Союз Советских Социалистических республик. Даже определённые посёлки и станции БАМа были возведены отдельной республикой или городом. Так, Тында была построена москвичами, Северобайкальск — ленинградцами, посёлок Улькан — азербайджанцами, станция Алонка — молдаванами, Новый Ургал — украинцами, Икабья — грузинами, станция Новый Уоян — литовцами, станция Солони — таджиками и так далее.

Белорусы тоже строили БАМ (станция Беркакит, другие объекты). И на Ветковщине были люди, которые откликнулись на призыв ЦК ВЛКСМ принять участие в великой стройке. Один из таких комсомольцев-добровольцев — Виктор Молдованов, по комсомольской путёвке в 1985 году он был направлен в Новый Ургал. Его жена, Анна Алексеевна, подсказала нам ещё один адрес в Ветке, где проживают “бамовцы” — это семья Басмовых.

Поэтому сегодня предлагаем вашему вниманию необычные истории двух семей, волей судьбы причастных к строительству Байкало-Амурской магистрали.

Чем вызван подобный интерес? Поводом послужило 35-летие начала строительства БАМа, которое отмечалось в начале месяца. В столице Байкало-Амурской магистрали — Тынде — 11 июля встречали юбилейный поезд с почётными пассажирами — ветеранами строительства, там развернулись праздничные мероприятия.

Герои наших рассказов следили за празднованием по телевизору, а с нашим корреспондентом пообщались вживую. Заставив “бамовцев” ностальгировать, приятно было видеть позитивно настроенных рассказчиков: подобное возвращение в прошлое доставило им только удовольствие. Спешим поделиться услышанным.

История Байкало-Амур-ской магистрали началась значительно раньше, чем дорога получила широкую известность.

В 1932 году вышли два постановления совнаркома СССР “О строительстве Байкало-Амурской железной дороги” и были развёрнуты проектно-изыскательские работы, началось строительство. После Великой Отечественной войны организация АМУРЛАГ продолжала стройку восточного (самого сложного) участка дороги Комсомольск-на-Амуре — Ургал.

Л.И. Брежнев в 1974 году в своём выступлении в Алма-Ате назвал БАМ “важнейшей стройкой ІХ пятилетки”. Началась активная пропагандистская кампания новой “великой стройки”. В июле 1974 года создана постоянно действующая комиссия Совета Министров ССР по строительству и освоению БАМа.

Единой магистралью БАМ стал 27 октября 1984 года, когда было уложено знаменитое последнее “Золотое звено” в столице Байкало-Амурской магистрали — Тынде. Здесь встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигавшиеся навстречу друг другу 10 лет. Но и после укладки “Золотого звена” строительные работы продолжались. Тогда ещё не был отстроен 15-километровый Северо-Муйский тоннель — он был открыт только в 2003 году.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов; более тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 м), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков. Наряду с Транссибирской магистралью, БАМ служит вторым сквозным выходом страны (сейчас — Российской Федерации) к Тихому океану.

Проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, и заканчивается в Советской Гавани. Длина пути — 4324 километра.

Comments (0)
Add Comment