24 ноября в гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций прошло официальное открытие новой экспозиции

В её рассказе оживает история. Едва запоминающиеся даты вдруг как ступеньки складываются в лестницу времени и позволяют заглянуть в далёкое прошлое. Запах типографской краски, скрип деревянных станков, мастер в думах над шрифтами… Стоит осознать и прочувствовать связь времён, как тебя охватывает трепет — вот именно эту книгу держал первопечатник. Теперь, спустя сотни лет, ты рядом с ней и её лицезреешь…

vetkovski_raion_muzei_02-1

Ярко и образно не только представила, но и одухотворила новую экспозицию на её официальном открытии 24 ноября в гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций главный хранитель музея, кандидат искусствоведческих наук Светлана Леонтьева. К 500-летию белорусского книгопечатания выставка презентует редкие издания книг белорусских типографий 16-18 веков из фондов Ветковского музея. Многие из этих книг в Беларуси имеются в одном-двух экземплярах!

Отсчёт белорусского книгопечатания начинается с первого издания Франциска Скорины в 1517 году. С его имени начинается и новая экспозиция, но в Ветковском музее его книги не представлены. Однако не менее редкой удачей музей обладает благодаря книгам современников Скорины — Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, которые первыми начинали печатное дело в Московии и на украинских землях. Издавали они книги и в белорусских типографиях.

— Мы представляем самые ранние издания, которые есть в нашем музее. Это и впервые изданное Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем «Евангелие Учительное» 1569 года в Заблудовской типографии — «жемчужина» нашей коллекции. И совершенное по художественному оформлению «Тетраевангелие» Петра Мстиславца 1575 года, изданного в Виленской типографии. И точные копии этих книг, изданные в 17 веке Василием Гарабурдой в Вильно, — говорит С.Леонтьева. — Интересными изданиями представлены на выставке типографии Вильно, Могилёва, Гродно, Супросля 17-18 веков. Среди них — «Житие святых» Дмитрия Ростовского, «Евангелие толковое», «Цветник» и другие. Книги 18 века составляют самую богатую коллекцию. И не спроста…

Проникновенно звучит рассказ Светланы Ивановны о первопечатниках, о тех людях, у кого хватило смелости и таланта первыми издавать священные книги. Но с ещё большим воодушевлением и восхищением говорит она о тех людях, кто почитал эти книги, и о тех, кто донёс эти святыни до наших дней. Плавно рассказ переходит к книжной культуре Ветковщины, к старообрядцам.

vetkovski_raion_muzei_02-2

— Нередко во время экскурсии нам задают вопрос: какое, собственно, отношение к белорусскому книгопечатанию имеют старообрядцы. И мы отвечаем: да самое прямое! Потому что если бы не старообрядцы, уж поверьте, мы с вами не увидели бы книг 16-17 веков. Не дошли бы до наших дней издания Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, Анисима Радишевского, Василия Гарабурды и других их последователей. Потому что всё, что было напечатано до церковного раскола, произошедшего в середине 17 века при Патриархе Никоне, предалось забвению. Востребованными стали другие книги, другая литература. Написанные или изданные ранее книги лежали в церквях и храмах грудами хлама, который тлел, гнил. И только старообрядцы, оставаясь приверженцами старых обрядов и старой веры, нуждались в этих книгах. И тогда, в далёком 17-м веке, и в 18-м веке. И что самое потрясающее, они нуждались и в наши дни.

Приведу пример. 1983-й год. Мы с Галиной Григорьевной Нечаевой только начинали работу в музее. Фёдор Григорьевич Шкляров (первый директор музея) был уже человек искушённый в коллекционировании книг, потому что к тому времени роскошная коллекция рукописных и старопечатных книг уже находилась у него в доме. Позже, на базе его коллекции и создавался музей в Ветке. В этот год мы организуем экспедицию и оказываемся в глухой старообрядческой деревеньке. Нам непременно хочется попасть в каждый старообрядческий дом. Так мы зашли в дом к одной женщине — Ирине Григорьевне Долговой. Ей далеко за 80 лет. И мы застаём её за чтением книги. Мы с Нечаевой, как молодые сотрудники, особенно не придали значения, что она читает. И на тот момент не испытали душевного потрясения от открытия. (Признаюсь, такое случалось позже, когда берёшь в руки древность, и всё внутри обрывается, сердце вырывается из груди, и ты начинаешь дрожать от восторга.)

Когда Шкляров отвернул последние листы этой книги, он разволновался до такой степени, что вышел из дома. И, наверное, обдумывал, как книгу этой женщины заполучить в музей. На его предложение Ирина Григорьевна Долгова спокойно согласилась. Она сказала: «Ну что ж, если вам так сильно надо, я вам её отдам. Но вы мне привезите точно такую, но с крепкими листами и большими буквами. А то эту мне трудно уже читать».

А читала она книгу — «Апостол» Ивана Фёдорова 1574 года издания. Книга первого русского печатника, впервые изданная на территории Украины, во Львове!

Когда Шкляров повёл речь о том, чтобы женщина продала эту книгу музею (нам хотелось отблагодарить человека), она произнесла совершенно потрясающие слова: «Продать никак не можно, потому что не она наша, а мы её».

Вы можете понять глубину этого глубоко философского высказывания?! Глухая деревня. Старушка. Как будто не образованная. И вдруг говорит такие слова. Значит, она осознаёт, что она принадлежит этой культуре. За её плечами эти четыреста лет — и Иван Фёдоров, и другие поколения. Это мы сейчас думаем, что культура нам принадлежит, и поэтому мы можем делать с ней всё, что угодно…

В такие моменты для нас, молодых сотрудников музея, открывались глаза на суть происходящего.

Ирина Григорьевна подарила книгу музею. Вскоре мы привезли ей взамен «Апостол» 19 века. Это был другой тип книги с крепкими листами, крупным шрифтом. Женщина была очень рада. Ну а как мы были рады, трудно рассказать. До недавнего времени книга «Апостол» Ивана Фёдорова была в одном экземпляре на территории Беларуси и только в Ветковском музее. И лишь несколько лет назад второй экземпляр приобрела Национальная библиотека Беларуси.

Но вернёмся к экспозиции. Находясь на белорусских землях, старообрядцы испытывали потребность в книгах, как в пище духовной. Принесённой ранее из городов и весей Московской Руси духовной литературы было недостаточно. Тем более, многие книги существовали только в единичном рукописном варианте. В 18 веке появилась необходимость печатать книг. Богатые старообрядцы стали обращаться в белорусские типографии, многие из которых к тому времени приходили в упадок. Издание книг было взаимовыгодно: монастырям от типографии шли доходы, а тысячные тиражи сразу же разбирались заказчиками. В те годы публиковалась не только церковная литература дониконовского образца, но и жития святых, сборники светских текстов с полемическими вкраплениями.

Таким образом, в руках старообрядцев оказались все древности. Не востребованные официальной церковью, они нужны были староверам. И поэтому именно старообрядческая среда во время археографических экспедиций, организованных научных сообществом в 19-20-м веках, дала книжное богатство библиотекам и музеям на территории Беларуси, России, Украины.

Не случайно среди гравюр и старопечатных книг на экспозиции в филиале музея ключевым становится фотопортрет одного из последних иконописцев Ветковско-стародубского региона, хранителя книжной культуры Максима Григорьевича Павликова. Благодаря его образу выставка становится живой, одухотворённой, личностной. В нём олицетворение тех старообрядцев, кто почитал культуру и бережно, своими руками, доносил до нас её многовековые ценности. Внутренний свет исходит от этого человека.

Первым сотрудникам ветковского музея в 70-80-е годы посчастливилось застать ещё живую книжную культуру нашего региона.

— Мы застали живыми тех людей, в среде которых и приобретали музейные богатства, — делится воспоминаниями С. Леонтьева. — Когда книги представляли собой не только ценность материальную, о чём сейчас интересуются многие посетители музея. Мы застали время, когда книга воспринималась как духовная потребность.

В название выставки «Вы и нас, трудившихся, не забывайте» вынесены слова одного из первых белорусских книгопечатников Петра Мстиславца. Их он опубликовал в далёком 1575 году в своём послесловии к «Евангелие». Автор справедливо предполагал, что книга пройдёт сквозь века, передавая из поколения в поколение свет духовности. Он обращался к своим потомкам, т.е. думал о нас с вами, в каком духовном измерении мы будем жить, на какие ценности опираться, в чём искать высший смысл жизни на земле.

Экспозиция является своеобразным завершающим аккордом мероприятий, проводимых музеем в 2017 году и приуроченных к 500-летию белорусского книгопечатания и Году науки. На протяжении года сотрудники музея встречались со школьниками и молодёжью в библиотеках и школах Ветки, читали лекции в вузах Гомеля, публиковались в районной, областной и республиканской прессе.

Музей обладает уникальной, одной из богатейших в стране коллекций старопечатных книг белорусских типографий, а также колоссальными научными наработками. Этими богатствами его сотрудники делятся с миром.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.