«Нужно ухаживать и любить то место, где ты родился и живёшь»

Активные пользователи Интернета прекрасно знают блог-платформу для ведения онлайн-дневников LiveJournal («Живой Журнал»), которая объединяет тысячи блогеров и содержит более миллиона дневников. Эти блоги (дневники) ведут журналисты, писатели, фотографы, политики, бизнесмены, домохозяйки, безработные — все, кто желает высказать свою точку зрения или обсудить с друзьями общемировые проблемы или тонкости разведения морских свинок. Но наше внимание в LiveJournal привлекли не фото с котиками или снимки заката, а дневники жителя города Почеп Брянской области Российской Федерации, школьного учителя Кирилла Моисеева.

В основном мужчина делится с посетителями сайта снимками и рассказами о своих путешествиях по Брянску, Подмосковью, иным уголкам России. Но в начале этого года Кирилл побывал на Ветковщине и по итогам путешествия разместил два дневника-описания: в одном — города Ветки и деревни Хальч, в другом — Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. И эти рассказы россиянина о Беларуси, я считаю, достойны вашего внимания.

Главное, что привлекло моё внимание в блоге Кирилла Моисеева — доброжелательное описание происходящего и ощущений от увиденного. Этот позитив гостя был особенно приятен после недавнего знакомства с похожей публикацией на портале TUT.BY, где наш родной город в первых же строках назван «отстающим райцентром», из которого «молодёжь бежит в большие города». Жаль, что так Ветку описали соотечественники. А вот иностранец, пусть и не из очень дальнего зарубежья, говорит о Беларуси так, будто в ней родился и вырос патриотом. Потому цитировать его буду, ни на букву не исказив смысл блога в LiveJournal, — внесу правку лишь в орфографию и пунктуацию. Итак…

«Ветка: новый, 2020 год в Беларуси.

Беларусь на фоне соседей является тихой гаванью в океане политических разборок и взаимных обид. При этом эта страна остаётся социальным государством для каждого человека труда. Беларусь — это Эмираты для всех стран Восточной Европы, ей завидуют все без исключения страны от Украины, Латвии, восточной Польши до многих приграничных западных российских регионов. Пример райцентра Ветка Гомельской области только подтверждает, насколько белорусский флаг отражает значение труда и созидания.

Я мало что посетил в планетарном масштабе, однако у меня сформировалась общая картина облика целого ряда регионов. За 5 последних лет мне удалось охватить в исследованиях всё российско-белорусское пограничье, чтобы представить общий вид этой местности. У меня на страницах журнала можно увидеть репортаж о Добруше, из брянского пограничья посмотрите Злынку, Новозыбков, мёртвое село Святск и процветающий, несмотря на радиацию, посёлок Мирный, который не хуже Ветки по благоустройству.

Жители городов по российскую сторону границы с Беларусью любят сетовать на то, что до 1991 года во многих городах было множество промышленных предприятий, заводов (в Клинцах вспоминают о 19 фабриках и заводах), была практически повсеместная занятость, люди «отходничеством» почти не занимались. После «развала» все 8 из десяти жителей брянского пограничья находятся на заработках в Москве или на учёбе в крупных городах.

Что же в Беларуси? Страна эта находится в списках с самым высоким показателем в мире по занятости населения и минимуму безработицы, все при делах. Визуально по строительству нового жилья 8-тысячная Ветка уделает даже всю российскую сопредельную часть от границы, превысив по новой квартальной застройке и 82-тысячные Клинцы.

Пример белорусской Ветки показывает, насколько могут не совпадать этнографические границы с государственными (без всяких намёков на сепаратизм и территориальные претензии к кому-либо). Этнографические границы плавно перетекают друг в друга. При этом при пересечении государственной границы моментально бросаются в глаза уже иные принципы хозяйствования (необязательно лучше или хуже, просто разные подходы).

Гуляя по улочкам новогодней Ветки, я неоднократно заставлял себя понимать, что в Беларуси, несмотря на то, что все заводы-фабрики сохранили своё существование, обеспечивая почти полную занятость местным жителям, остаётся весьма скромный уровень заработных плат.

Однажды спорил с Максимом Мировичем, белорусским блогером №1 по ЖЖ («Живой Журнал» — прим. ред.), касательно его истерики о том, что в Беларуси нет магазинов IKEA, из-за чего ему приходится довольствоваться мебелью отечественных (белорусских) фабрик. Я ему указывал на то, что ему безразлична судьба многих тысяч местных работников белорусских фабрик ради яркой обёртки шведского продавца. Тут стоит понимать, что здесь палка о двух концах. В Беларуси обеспечена полная занятость, сохранено производство, косвенно именно силами местных производителей обеспечено благоустройство родных мест. То есть того, чем россияне любят восхищаться — чистыми тротуарчиками.

Да, в Беларуси чистые тротуарчики, хотя и на юго-западе Брянской области начиная со второй половины 2010-х гг. уже не хуже. Пример Беларуси показывает, что человеку как существу многого не надо для физического выживания. Это в России ценят понты и всё самое яркое, а Беларусь являет пример того, как многое человек может достичь просто не делая смыслом существования «харчи» и «еду», а вкладываясь в знания и образование».

Здесь блогер проиллюстрировал свой рассказ стендом с ветковской районкой, который установлен в райцентре вдоль тротуара по улице Октябрьской. И далее продолжил свой дневник историческим экскурсом по старообрядческой Ветке. При этом уточнил, что основавшие наш город беженцы из центральной России способствовали освоению нынешних юго-западных районов Брянской области. Мы не будем передавать вам содержание этой части блога — если хотите приобщиться к краеведению, то лучше посетите наш музей. Мы продолжим рассказ гостя о Ветке современной.

«…В Ветке я пошёл бродить по частному сектору. Во время прогулки меня заприметила местная жительница-ветковчанка. Поинтересовавшись, откуда я, отвела на старые старообрядческие улицы города с частными домика, которым за 100 лет».

В ходе этой прогулки Кирилл Моисеев обратил внимание на многие детали, которые для нас практически незаметны: благоустроенный городской парк; ухоженную Красную площадь с Аллеей Героев на ней; «памятник Владимиру Ленину на зависть всем соседям»; вызывающую такую же добрую зависть организацию парковочного пространства; необычный памятник-книгу с именами знаменитых уроженцев Ветковщины.

Любопытно гость прокомментировал размещённый в сети Интернет снимок с примером благоустройства места снесённого старого административного здания РОЧС по ул. Октябрьской: «Сквер за 5 рублей. А ведь в благоустройство не столь много нужно вкладываться!»

«Правильно, нужно ухаживать и любить то место, где ты родился и живёшь», — подчеркнул Кирилл, увидев на фасаде одного из домов в Хальче табличку «Дом образцового быта».

А вот такая подпись стоит под снимком спортивной площадки, расположенной рядом с Хальчанской базовой школой: «Никакой «Газпром» не нужен, всё силами местного агропредприятия и тружеников села».

Зашёл россиянин и в школу №1 имени Андрея Громыко. «…И удостоился чести сфотографироваться рядом с белорусским флагом. На дворе было 4 января: когда Россия была на новогодних каникулах, в Беларуси 3-го числа уже все вышли на работу. Сама школа перенесла меня в мои годы школярства в начале 2000-х. Зашёл в холл — никакой охраны и ЧОПа. Мимо меня прошла уборщица, поздоровавшись, забрала ведро с водой. Потом другая женщина присела с табелем, поняв, что я не родитель, записала мою фамилию и имя. В ответ на мою просьбу показать школьный музей, посвящённый советскому министру, препроводила к директору и усадила в её кабинете. Через 2 минуты пришла директор школы Новикова, я кратко рассказал о себе. Елена Владимировна попросила секретаря проводить меня в музей, где всё и показали».

Понравилось гостю двуязычное оформление таблички с названием учреждения  на входе в школу: «Именно такие таблички и всё делопроизводство, я считаю, должны быть в Украине (так или иначе, русский знают 85% украинцев, это такой же родной для них язык, как и украинский), в Молдавии, да и в целом во многих постсоветских странах. Для гармонизации межнациональных отношений они обязательно должны быть и в каждом российском регионе при наличии мест компактного проживания того или иного народа, в российских республиках и культурно-национальных автономиях (хоть тверские карелы, хоть лезгины, лакцы, кумыки в Дагестане). Учитесь все у Беларуси».

Учиться у нас гость рекомендовал своим читателям и в вопросах сохранения историко-культурного наследия. И призвал посетить Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций: «В общем, ехать надо».

«На вопрос, что делать в белорусско-российском пограничье, у меня теперь заготовлен ответ для всех вопрошателей. Наше пограничье — один из центров старообрядческой культуры и развития ткачества, где рушники стали отражением местных народных традиций.

В Ветке зашёл в музей, экспозиция которого основана на коллекции старообрядческих икон, рушников и древних книг ветковчанина Фёдора Шклярова. Здесь вы увидите иконы первой половины XIX века, относящиеся к ветковской школе иконописи, самые авторитетные в старообрядчестве книги XVII века. Для искусствоведов это Клондайк артефактов.

Музей расположен в особняке с неоготическими стрельчатыми окнами 1897 года постройки, принадлежавшем купцу и судовладельцу Тимофею Грошикову. Лицо музея — расписные ворота, вырезанные самими сотрудниками. Основатель музея Фёдор Шкляров, будучи первоклассным столяром и резчиком, вместе с главным хранителем коллекции Светланой Леонтьевой на протяжении двух лет создавал эти ворота в 1980-е годы.

Если верить карте, то Ветка является корнем всего старообрядчества, отсюда алтайские староверы, отсюда и румынские липоване. Исследователи старообрядчества употребляют термин Большая Ветка, в который территориально включают юго-запад Брянской области, север Украины, юго-восток Гомельщины с центром в нынешней Ветке, который на рубеже XVII-XVIII столетий был тем местом, где можно было справлять обряды по старым традициям.

Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг. Ветковская иконописная школа, основанная в 1680-х гг. при местных монастырях, скитах, посадах и слободах, стала значительным художественным центром. А ещё рушники из деревни Неглюбка… Популярное некогда в Беларуси ткачество в таком самобытном виде сохранилось только в этом месте».

Отдельный рассказ в дневнике россиянина посвящён «чернобыльской» странице в жизни Ветковщины. «Катастрофа в Чернобыле 26 апреля 1986 года подвергла Ветку радиоактивному загрязнению, из-за чего многие окрестности находятся в зоне отчуждения с запретом не только хозяйственной деятельности, но и проживания, не говоря о праздном туризме. Из окрестностей Ветки родом министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. Такой вот знаменитый земляк в 80 км от родного города Клинцы. Но въезд в мёртвое село Громыки запрещён (это по российской стороне можно кататься, как однажды сгонял с другом в село Святск).

Помню, в 2010 году впервые в жизни посетил Минск, ехал поездом. После Смоленска я спросил проводника о времени, когда будет граница, на что женщина с достоинством и гордостью мне заметила: «Между нами нет границ!» Да, Беларусь готова вкладываться в Союзное государство, но ни о каком вхождении в состав кого-либо никто там не помышляет. Беларусь — это лучшая страна мира благодаря Александру Лукашенко. Надеюсь, что в Союзном государстве будет убран межгостариф в пассажирских железнодорожных перевозках, упразднена необходимость приобретать автомобильную страховку при пересечении границы, отменён роуминг. Это облегчит жизнь всем живущим в российско-белорусском пограничье.

Нагулявшись по Ветке, я сел в машину и поехал домой в Россию».

Листал страницы LiveJournal Николай ЮРЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.