Об успехах юных учёных из ветковской гимназии

Сегодня в нашей стране имеются все условия, чтобы одарённая молодёжь могла себя показать. Ещё в 1996 году были созданы специальные фонды Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, а также специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. И стипендиаты этих фондов были и есть сегодня на Ветковщине.

За 24 года деятельности специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов принял решения о поощрении более 34 тысяч учащихся и студентов, а также почти 4 тысяч педагогических и научных работников, внёсших особый вклад в развитие способностей одарённой молодёжи. Более 120 интеллектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, завоевавшим общественное признание перспективными разработками и достижениями, оказана финансовая поддержка фонда.

Звание стипендиата и лауреата президентского фонда — это не просто награда. Это знак того, что государство берёт на себя ответственность за дальнейшее профессиональное становление молодого таланта — школьника или студента. Судьба каждого лауреата внимательно отслеживается и после того, как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных материальных проблем, а также в вопросах, связанных с их становлением в жизни.

И одно из самых ярких направлений работы по поддержке талантливой молодёжи на уровне общего среднего образования — олимпиадное движение по 18 учебным предметам. Каждый год в нём на разных этапах пробуют свои силы около 600 тысяч учеников. Всех обладателей дипломов заключительного этапа олимпиады представляют для поощрения в совет специального фонда Президента по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, есть у таких ребят и льготы при поступлении.

Из победителей республиканской олимпиады формируют команду, которая представляет нашу страну на международном уровне. У победителей международного этапа тоже есть весомые бонусы: каждый год Минобразования утверждает перечень олимпиад, которые дают право на поступление без экзаменов.

Много возможностей проявить себя и у талантливых студентов. С целью привлечения в научную сферу талантливой молодёжи Министерством образования ежегодно проводится республиканский конкурс научных работ студентов. Организуется ежегодный конкурс научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов для их выполнения за счёт средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерством образования на выделение грантов. Цель такого конкурса — адресная поддержка аспирантов, докторантов, соискателей и студентов, обучающихся в подчинённых Министерству образования учреждениях и добившихся наилучших результатов в научно-исследовательской деятельности, а также создание дополнительных условий для стимулирования талантливых молодых учёных, выполняющих научные исследования с ориентацией на практическое применение их результатов в различных отраслях экономики.

Идея создания фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, талантливой молодёжи родилась в непростое время. Тогда, в середине 90-х годов, серьёзные занятия научными исследованиями или творчеством становились всё менее престижными. Лучшие выпускники наших вузов, молодые деятели культуры стремились уехать на работу за границу. Чтобы изменить ситуацию, в стране стала проводиться целенаправленная политика поддержки белорусской науки и системы образования, была создана сеть средних учебных заведений нового типа: школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий.

Об успехах юных учёных из ветковской гимназии наш следующий рассказ…

Гомельская научно-практическая конференция школьников «Поиск» проводится в целях работы с одарёнными детьми Гомельщины. В этом году по двум направлениям — естественнонаучному и социально-гуманитарному — было прислано 470 работ. Авторами 9 из них стали ветковские гимназисты. Но лишь исследование Михаила Пантюка в секции «География» оценено дипломом III степени.

Для Миши выступление на областной конференции стало дебютным. До этого был опыт представления работы по физике на районной конференции. Но, признаётся десятиклассник, это совершенно разные уровни, которые не подлежат никакому сравнению.

Дебютировала в качестве научного руководителя и педагог по географии Татьяна Брель. Во время студенчества она сама занималась исследовательской деятельностью, имеет несколько научных публикаций, а как только попала в школу — начала вдохновлять на более глубокое изучение предмета своих учеников. И, судя по блестящему началу карьеры, у неё это неплохо получается.

В Ветку Татьяна Брель попала будучи студенткой. Посреди учебного года администрация гимназии в спешном порядке подыскивала учителя географии. В университете им. Ф. Скорины порекомендовали обратить внимание на одну из лучших выпускниц. Так в январе 2019-го девушка официально стала частью команды ветковских педагогов. И не откладывая в долгий ящик начала присматриваться к ученикам.

— Мишу я заметила сразу. На моих уроках среди своих одноклассников он выгодно выделялся заинтересованностью предметом, умением смело вступать в диалог, грамотно строить мысли и аргументировано доказывать их, — делится первыми впечатлениями молодой учитель. — Сначала присматривалась, а потом предложила поработать вместе.

Впрочем, не заметить Мишу было сложно. Он — негласный лидер класса, который без труда может увлечь за собой сверстников. При этом с большой охотой пробует новое, а каждый свой день старается проводить с пользой.

Тандем Михаила и Татьяны Николаевны сложился как паззл — деталь к детали. Педагог в университете тесно занималась изучением туризма. Акцент делала на культурно-познавательном направлении как на достаточно перспективном и экономически оправданном. В гимназии она свои научные изыскания с помощью Михаила спроецировала в область литературы.

Идею разработать собственный туристический маршрут Миша поддержал сразу.

— Я очень люблю бывать в новых местах. При этом предпочитаю изучать всё без сопровождения гида. Мне нравится быть наедине с природой или архитектурой, — объясняет свою позицию десятиклассник.

Пройти по пересечённой местности с рюкзаком наперевес, поставить палатку и разжечь костёр для Михаила не составляет труда. Походы и вылазки на природу в компании друзей или родителей он практикует класса с пятого. А вот создать экскурсионный маршрут — совсем другое дело. Концепцию работы начали продумывать ещё весной, а уже с мая занялись разработкой темы вплотную.

— В основу учебно-исследовательской работы легли географические и биографические данные наиболее известных писателей Гомельской области, — вводит в курс дела Михаил Пантюк. — Я  считаю, что туристический потенциал особенно малых городов совершенно не раскрыт. В нашей области очень много уникальных мест, о которых можно и нужно рассказывать.

Разработанный в рамках проекта тур предполагает посещения малой родины Владимира Веремейчика, Ивана Шамякина, Ивана Мележа, Ивана Науменко, Анатолия Сыса и Андрея Макаёнка. Экскурсия рассчитана на однодневную поездку в автобусе с недолгим посещением основных точек маршрута. При этом гимназист уверен, что упор стоит делать на то, как изменилась природа и архитектура, описанные в произведениях авторов. Дополнением, по мнению десятиклассника, могут стать интересные исторические и географические факты о транзитных населённых пунктах.

— Сам я побывал лишь в некоторых точках разработанного маршрута. И то, что я увидел, меня приятно впечатлило, — рассказывает Миша. — Но самое яркое воспоминание оставила история дружбы Макаёнка и Шамякина.

Кроме туризма и литературы Михаил Пантюк увлекается спортом, рисованием, игрой на гитаре, его можно часто встретить на воркаут-площадке. Сейчас много внимания уделяет учёбе и подготовке к вступительной кампании 2021 года. В будущем гимназист планирует стать крепким управленцем и руководителем крупной компании.

Не менее разносторонняя и педагог. Кроме художественной школы в багаже Татьяны Брель имеются оконченные курсы фотографии. Кроме этого, она пишет стихи, сейчас занимается подготовкой новостей для сайта гимназии, изучает экономику. А в свободное от основной работы время (уроков географии в старших классах и изобразительного искусства в младших) занимается дизайном учебных кабинетов. Роспись на стенах её авторства уже украшает кабинеты географии и психолога.

Если говорить о научной деятельности, то и ученик, и учитель не намерены оставлять работу в этом направлении. У Татьяны Николаевны уже есть идеи на будущий год. Готов продолжать реализовывать свой потенциал и Михаил, но уже в ином направлении, чтобы получить опыт и знания в самых разных областях.

А. КОДОЛОВА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.