Продолжая педагогическую стезю своих родителей, Виталий Петрович более сорока лет отдал системе образования Ветковского района

Когда между учителем и учеником есть взаимопонимание и доверие друг к другу, только тогда можно ожидать положительных результатов педагогического процесса, уверен директор Великонемковской средней школы-детского сада Виталий Щербаков. Один из старейших и наиболее уважаемых руководителей района считает, что школа должна сделать всё возможное, чтобы ученик, покинув её стены, нашёл своё место в жизни и был счастлив.

Продолжая педагогическую стезю своих родителей, Виталий Петрович также более сорока лет отдал системе образования Ветковского района. Из них 18 лет возглавляет школу в Великих Немках. Под его руководством сложился крепкий дружный коллектив единомышленников, благодаря усилиям которого достижения многих выпускников радуют и вызывают гордость.

Как большинство людей советской закалки, всего себя он отдаёт работе, хотя и не считает себя незаменимым. И, как признаётся, если бы наверняка знал, что ему отмеряно ещё много лет впереди, ставил бы перед собой и своим коллективом ещё более глобальные задачи.

Виталия Петровича глубоко волнует дальнейшая судьба его школы, как, впрочем, и педагогической профессии в целом. Он уверен, что святая обязанность государства — оберегать учителей, в особенности тех, кто только начинает свой педагогический путь.

Виталий Петрович Щербаков, как педагог и директор Великонемковской средней школы-детского сада, гордится своими выпускниками, переживает, как складываются их судьбы, смогла ли школа дать им необходимую в жизни опору в виде знаний, морально-нравственных установок, умения дружить, ставить и добиваться целей. Он интересный собеседник с юмором и глубоким познанием мира. Сегодня Виталий Щербаков — герой рубрики «33 вопроса».

1 Расскажите о семье, в которой Вы родились?

— Я родился в деревне Победа в многодетной семье. Мои родители — педагоги. В нашей семье было шестеро детей: 4 сестры и два брата. Отец Пётр Павлович Щербаков длительное время работал директором Победской восьмилетней школы. Мать Екатерина Давыдовна была учителем начальных классов этой же школы.

2 Кто оказал наибольшее влияние на Ваше мировоззрение? Значимый человек в вашей жизни?

— Мои родители. Образцом для меня был мой дядя Щербаков Матвей Павлович. Я им всегда гордился: участник войны, заслуженный работник сельского хозяйства, имел награды не только за боевые действия, но и за мирный труд — ордена Знак Почёта и Октябрьской революции.

3 Кем мечтали быть в детстве?

— Военным. Служить в пограничных войсках.

4 Назовите основные вехи биографии.

— Я закончил 8-летнюю школу в Победе и Казацко-Болсунскую среднюю школу, Мозырский пединститут, служил в армии, более сорока лет отдал образованию. Начинал трудовую деятельность в деревне Победа учителем физики и трудового обучения. Когда родную школу закрыли, весь коллектив перевели в Великие Немки. Здесь работал учителем физики, заместителем директора по воспитательной и учебной работе. С 2001 года — директор школы.

5 Кто из Вашей семьи поддержал педагогическую линию?

— Старшая сестра Татьяна — педагог-филолог, брат Олег был учителем математики, директором Шерстинской базовой школы. Я — учитель общетехнических дисциплин. Вообще, в нашей семье сложилась не просто династия учителей, а директоров школ. Мой дядя — Щербаков Иван Павлович — много лет работал директором Казацко-Болсунской средней школы. Отец Пётр Павлович руководил школой в Победе. Мой двоюродный брат — Щербаков Илья Матвеевич — учитель математики, длительное время возглавлял Столбунскую среднюю школу.

Причастность к династии рождает гордость за верность избранному пути и большую ответственность в принятии решений. Я всегда задумываюсь: каковы могут быть последствия тех решений, которые я принимаю.

6 Что главное в работе педагога и директора?

— В глобальном смысле педагог нужен, чтобы научить учеников быть востребованными обществом, приносить пользу родине и по жизни быть счастливыми. То есть всё в комплексе: передавать знания, прививать морально-этические ценности, психологически подготавливать к жизни в социуме.

Быть руководителем — титанический труд. Сегодня образование поставлено в очень жёсткие рамки, когда руководитель в большей степени должен быть хозяйственником. Хотя школа призвана обучать и воспитывать, и руководитель обязан организовывать свой коллектив в этих направлениях.

Когда в 2001 году я вступил в должность директора, приходилось формировать коллектив, находить общий язык, объяснять, что иногда нужно выходить за рамки служебных обязанностей. За эти годы в Великих Немках сложился очень хороший коллектив. Я горжусь тем, что наша социально-педагогическая служба — одна из лучших в районе. Мои заместители отлично выполняют функции по организации воспитательного и учебного процесса. На них можно положиться. В то время как мне много приходится заниматься хозяйственной деятельностью. Финансирование не значительное, и приходится выискивать какие-то дополнительные каналы — просить своих выпускников, обращаться к родителям. И естественно, наша сила — наши работники и педагоги. Спасибо им!

7 Какое значение имеет ваше учреждение для жизни сельских жителей, для Великих Немков и Казацких Болсунов?

— На территории сельисполкома школа — это притяжение всех проживающих на этой территории. Если закрывается школа, умирает деревня. Привожу в пример Казацкие Болсуны, Победу, Даринполье. Нет школы — нет продолжения жизни. Школа в некотором смысле — эталон культуры для местных жителей. Здесь проходит много мероприятий: классные собрания, спортивные праздники… Большинство родителей отзываются, принимают в них участие. Активность родителей нравится деткам. Родители —  главный образец для своих детей. Как в семье заложили трудолюбие, любовь и уважение к старшим, взаимопонимание, так в дальнейшем и будет формироваться ребёнок. Наша социальная служба, классные руководители, конечно, работают и с нерадивыми семьями, где процветают негативы, пьянки, курение. Есть примеры исправления. Но всё равно — основа основ — это семья.

8 Лучшая награда за Ваш труд?

— Когда говорят о наградах, я воспоминаю об участниках Великой Отечественной войны. Это — мой отец, трое моих дядьёв, которые прошли фронт, проливали кровь, были ранены, заслужили эти ордена и медали…

Самой большой наградой для себя считаю то, что я состоялся в этой жизни, в том числе как педагог. Грамот очень много — от Министерства образования, от управления, районного отдела образования, райисполкома. Но вообще труд — наша лучшая награда!

9 Обозначьте принципы, на которых строите отношения с людьми?

— Взаимопонимание и взаимоуважение. Чтобы человек, член моего коллектива, понимал необходимость решения, которое принимаю я как руководитель. Доброжелательность. По натуре я не жёсткий человек, но справедливый. Лично нацеливаюсь на поиски золотой середины.

10 С каким девизом идёте по жизни?

— Доставлять радость себе и всем окружающим.

11 Как познакомились со своей супругой?

— С Ольгой Никитовной мы родились и жили в одной деревне. Друг друга знали с босоногого детства — она младше меня на три года. Серьёзные отношения начались в 1976 году, когда я отслужил армию, а она училась в Гомельском техникуме бытового обслуживания по профессии закройщик женского лёгкого платья. Она была скромная, очень красивая, привлекательная девушка. Хотя — скрывать не буду — было много подруг, с друзьями под гармошку ходили на танцы в Перелёвку, в посёлок Ямицк Чечерского района, в Казацкие Болсуны, Будище. Мама Ольги поначалу с настороженностью относилась ко мне. Но через некоторое время мы заслали сватов. Пришли я, мой отец, дядя Матвей, договорились о свадьбе. Поженились в 1978 году.

12 Вы воспитали троих детей. В каких сферах они реализуют себя?

— Старший сын Сергей, как и я, с детства увлекался радиотехникой. Отучился в Гомельском училище электротехники на телемеханика, хотя сразу поступил в ГГУ, но ему там не понравилось. Я тоже любил из какого-нибудь технического старья сделать что-то рабочее. Мне было интересно вернуть к жизни, например, телевизор, стиральную машину, радиоприёмник, магнитофон. Сергею передалась эта страсть.

Средний Александр работает на заводе Гомсельмаш рабочим. Учился в МИТСО.

Младшая Екатерина закончила Минский лингвистический университет, переводческий факультет. Я горжусь тем, что она поступила на бюджет. Дополнительные знания она получала в Гомельском областном лицее. Знает английский, немецкий, турецкий, итальянский языки. Живёт и работает на Кипре.

Сейчас, когда многие родители требуют от своих детей обязательно получить высшее образование, считаю это глупостью. Зачем?! Им нужно просто найти себя! Высшее образование не должно быть самоцелью у ребёнка.

13 Залог счастливых семейных отношений?

— Взаимопонимание в семье. Я стараюсь уступить жене, даже когда считаю в душе, что она не права. Не стремлюсь показывать своё превосходство. Хотя в важных вопросах твёрдо настаиваю на своём. Также важны любовь, уважение, симпатии. Ну и самое главное — это дети. Иногда поведёшь себя не правильно и останавливаешь: а что подумают дети?! В жизни всегда нужно выстраивать баланс, чтобы плохого было поменьше и побольше позитива.

14 В каких войсках проходила срочная служба? Что даёт армия молодым людям?

— Моя служба проходила в ракетных войсках в Верхнедвинске Витебской области. Воспоминания самые благоприятные, незабываемые. Часто открываю дембельский альбом, который делал своими руками. Вспоминаю своих однополчан, своих командиров. Когда говорят про дедовщину, у нас этого не было, хотя среди нас служили прибалты, украинцы, таджики, грузины. Мы со всеми находили общий язык, со всеми дружили.

Армия — это школа жизни! До неё — это некие детские взгляды на всё, что тебя окружает. А в армии, ты понимаешь, что такое ответственность. Пробуждённые в армии лучшие мужские качества в дальнейшем проявляются по жизни, и, в первую очередь, в защите более слабого.

  1. Как Вы заботитесь о своём здоровье?

— Для меня это непростой вопрос. Работа руководителем отодвигает на второй план заботу о своём здоровье. Только когда где-то «стукнет», тогда приходится походить по врачам. Всего себя я отдаю работе. Бывает, устаю. Но немножко отдохну и думаю: кто же, если не я?! Восстанавливаюсь и продолжаю делать свои дела. Я не причисляю себя к незаменимым, потому что незаменимых людей не бывает. Но я «болею» за своё учреждение, куда вложил силы и здоровье. Я не могу пройти мимо, если заметил неполадки. Мне нужно, чтобы всё было в порядке.

  1. Как Вы избавляетесь от плохого настроения? Что даёт энергию?

— Исцеляет общение с людьми, со своим коллективом. Я иногда прихожу, а коллеги это подмечают, подбадривают добрым словом, и куда что девается.

Хотя, скажу, плохое настроение у меня бывает редко. От несправедливости. Но я стараюсь простить людей и отпустить ситуацию. Включаю телевизор и смотрю свои любимые передачи, связанные в основном, с политической жизнью как в Беларуси, так и в мире. Переключаюсь на глобальное, и всё мелкое уходит.

  1. У вас есть хобби?

— Я грибник. Грибы кушать не люблю, но собирать их — моя слабость. Я знаю грибные места в нашей округе. Беру велосипед или мотоблок. Люблю, чтобы погода была пасмурная, когда идёт мелкий дождь или лёгкая изморозь. Ты надеваешь дождевик, идёшь по лесу, дышишь полной грудью. И самое главное — возле тебя никого. Ты один. Не люблю, когда в лесу «А!» да «У!», стараюсь уйти подальше, в тишину. Чтобы было ощущение, что весь лес — мой. Это доставляет мне удовольствие.

18 У Вас есть вредные привычки?

— Курение. Пробовал, но никак не могу избавиться от этой вредной привычки.

19 Чему научила Вас жизнь?

— Наверное, быть полезным. Не только в семье, но и в обществе, в коллективе. Когда тебя ценят дома, на работе. Когда говорят спасибо. И ты понимаешь, что, наверное, в этой жизни ты был востребован.

20 Самый счастливый день в Вашей жизни?

— Их много было! Конечно, рождение детей. А, может быть, это рождение внука?! Владиславу сейчас 4 года — мой любимый дедушкин «хвостик».

21 По счастливому стечению обстоятельств Вы становитесь обладателем 1 миллиона долларов, Ваши действия, куда бы Вы их потратили?

— Это, конечно, не реально. Если чисто гипотетически, то в первую очередь, я построил бы более хорошее и добротное жильё для своих детей. Часть денег я потратил бы на благотворительность — для деток, которые только родились, а им приходится бороться за жизнь. Из таких больших денег я размахнулся бы и на свою школу — здесь ещё много чего надо сделать. Часть оставил бы себе — чтобы куда-нибудь поехать, повидать мир.

22 Вы любите путешествовать? Где удалось побывать?

— Я люблю недлительные путешествия. Вместе с женой путешествовать стали ближе к пенсионному возрасту, когда дети выросли, домашнего хозяйства стало поменьше. Был в Израиле, на Кипре, в Юрмале, Ялте, Кастрополе.

23 В какой точке земного шара хотели бы побывать?

— Может быть, в Антарктиде. Посмотреть этот необычный климат, айсберги, белизну, красоту, пингвинов, белых медведей. Как там, в этой вечной мерзлоте, протекает жизнь?!

24 В какой этап своей жизни хотели бы вернуться?

— В природе существуют два процесса: обратимый и необратимый. Старение — необратимый процесс. В обратном направлении нам пути нет. Возвращаться куда-то назад мне бы уже не хотелось. Я благодарен семье, этой жизни за всё, что у меня есть.

25 С какой знаменитостью хотели бы пообщаться?

— Ни с какой. Хотя, впрочем, при возможности я бы побеседовал с Владимиром Владимировичем Путиным и задал бы вопрос о взаимоотношении России с Беларусью, когда мы станем единым союзным государством?! Я человек, который родился в Советском Союзе, и когда вижу распри, становится обидно, почему мы не можем жить по-иному.

26 У Вас много друзей?

— Много. Всех, с кем я общаюсь, считаю своими друзьями. В основном, это коллеги по работе. Это одноклассники: мы дружим, правда, редко встречаемся.

  1. Ваши любимый фильм?

— Пересматриваю «Ликвидацию», фильмы на военную тематику.

— Книга?

— Раньше читал Дарью Донцову. Время почитать для себя удавалось выхватить только в те дни, когда ходил пастухом — когда с женой вели подсобное хозяйство. Вообще художественные книги мне, как руководителю, читать некогда. Едва хватает времени пересмотреть периодику, в интернете — новинки по работе, поискать документацию, минут 20-30 пообщаться в «Одноклассниках», кого-то поздравить с Днём рождения, «забежать» во «ВКонтакте».

— Газета, журнал?

— Когда получаю периодическую печать, всегда начинаю с районной газеты.

— Праздник?

— Дни рождения, Новый год.

— Блюдо?

— Суп харчо. Вообще, к еде не привередлив. Мне нравится и простая еда — сыр, колбаса, сметана, молоко, кефир.

28 Что больше всего цените в людях? Какие качества?

— Справедливость, доброту. Очень ценю доброжелательность, но понимаю, что не во всех ситуациях её можно проявить. Честность.

29 Какие качества Вы не приемлете в человеке?

— Предательство. Когда доверяешь человеку, как самому себе, сделал для его жизни много хорошего, а он тебе «подставил ножку». У меня были такие ситуации, и это страшно.

30 Что не успели в жизни?

— Сказать, что не сделал что-то определённое, такого нет. Ежедневно, ежечасно жизнь подбрасывает новые идеи, и думаешь, как их реализовать. Сидя в этом кабинете (директора), знаю, что у меня ещё очень много работы. Энергия ещё есть, но не хватает рук, специалистов узкого направления и т.д. Жизнь продолжается.

31 Совет молодым: как построить жизнь, чтобы о ней не пожалеть?

— Своим выпускникам я говорил и буду говорить пусть и высокопарные, но важные слова. Жизнь — это сложный процесс. Если всё легко даётся, то жить не интересно. И если есть трудности, ты должен их преодолеть сам, без чьей-либо помощи, независимо от того, сколько потребуется времени. Каждый молодой человек должен сам прочувствовать поиск решений, личную ответственность за свои шаги, оценить свои силы. И только когда приложил все усилия, можно обращаться за дополнительной помощью — к родителям, государству. И всегда двигаться к поставленным целям, которых должно быть много. К примеру, закончить учебное заведение, найти хорошую работу, выйти замуж или жениться, образовать семью, доставлять радость себе и миру.

По жизни надо идти оптимистом, не расстраиваться по пустякам!

32 Вы всегда говорите правду?

— В большей степени я стараюсь говорить правду. Не говорю только с одной целью: чтобы не навредить человеку, коллективу, обществу. Когда правда может причинить какую-то боль, нарушить здоровье человека, то в данной ситуации приходится сказать неправду.

33 Как бы Вы представили себя широкой аудитории?

— Обыкновенный человек, гражданин Республики Беларусь, человек, который всегда был востребован обществом. Горжусь тем, что свыше сорока лет отдал обучению и воспитанию детей.

Записала Наталья ТИТУШКИНА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.