Святой Вонифантий и другие. О новой покупке коллекции старообрядческой иконописи

Сегодня покупка коллекции ветковских икон — редкая удача. Они дороги для Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова на аукционах… Хотя мы могли бы из того, что продаётся под маркой Ветки, именно сегодня перевернуть представление о ветковской иконописи и кардинально расширить уникальную коллекцию.

А всё началось с того давнего 1994 года, когда вышел первый альбом «Ветковский музей» и прозвучал термин «ветковская школа иконописи». Это были первые публикации Ветки на всём постсоветском пространстве (работа над альбомом началась ещё в 1986-м, при Шклярове и при Чернобыле, но представьте 1990-е — и как издать?). И термин предложили мы. А «крёстной матерью», одобрившей этот термин и организовавшей издательство альбома, стала доктор искусствоведения Надежда Фёдоровна Высоцкая.

Наличие произведений, мастеров и учеников — тогда критерии только формировались. Ну и, собственно, главная «публикация» — экспозиция нашего музея — она открылась полностью в 1987-м, а в 1988 году уже демонстрировалась выставка в Национальном музее Беларуси. Хотя о том, что «иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», академик Н.М. Никольский писал ещё в 1930-м. И ещё за двести лет до нас, в 1795 году, православный миссионер, а в недавнем прошлом старовер-беспоповец А. Иоаннов так отзывался о ветковцах: «Они и до сих пор своими торгами и художествами в купеческом состоянии беспрепятственно пользуются!». Однако, говорить о достоинствах искусства старообрядцев в последние триста лет было не принято. Но это дела минувших дней…

А вот в этом году в историю с началом музея постучалось «воспоминание» (или напоминание?). Когда-то у музея среди друзей был президент общества кактусоводов Владимир Шитиков. Он, кстати, помогал с литьём фирменной бронзовой дверной ручки музея – по образцу подлинной с Покровского монастыря, а также с медалью на открытие (теперь уже раритет). Люди уходят. Ушёл из жизни и Владимир. А семья решилась расстаться с небольшой коллекцией, в основном икон, которые требуют срочной реставрации и могут просто разрушиться в ближайшее время.

Средства на покупку нашли, с помощью Ветковского райисполкома. И вот главный раритет этой частной коллекции — икона «Святой Вонифантий» в чеканном посеребрённом окладе и резном золочёном киоте (последний с утратами) — стала достоянием Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Судя по всему, это — высококлассная работа конца XIX в., созданная несколькими мастерами Ветковско-Стародубского региона. Оклад, похоже, мастеров Священниковых. Черты орнамента чеканки сочетают модерн (свободные ветки с цветами) и древние византийские завитки (что характерно для старообрядцев), мелкую зернь и «роспись». Заказчик иконы, видимо, был богатым купцом. А заказывали персональную икону обычно в благодарность об избавлении от недуга, спасении от смерти и тому подобное. О чём же молились Внифантию-Вонифантию? Ещё в 1907 г. Иван Абрамов писал о популярности изображения этого святого: «от виннаго запойства». Словно чья-то судьба колыхнула время…

Другие иконы — сами словно судьбы, прошедшие сквозь разрушительную силу истории и обстоятельств. Сюжеты, однако, все замечательные и с Веткой связанные.

Вот большие «Праздники». Для дома великоваты. Скорее всего, для небольшой моленной, для Местного и Праздничного ряда. 12 главных праздников года, в центре — «Воскресение Христово». Но у нас этот сюжет обычно исторически и даже космологически расширен. Вот — Воскресение со спящими воинами, а вот, ниже, — Сошествие во ад и выведение Адама и Евы. А выше — Вознесение. А ещё выше — Христос сидит на небесах с Отцом и Святым Духом в составе новозаветной Троицы. Но и по сторонам основной оси — события. Вот призывает первых учеников, рыбаков на море (от чего Пётр и Павел — покровители рыбаков), а вот ещё и ещё… И всё — в одной композиции центрального клейма, его называют «средником». …Икона лопнула и разошлась на две доски, живопись пострадала, словом, судьба…

«Никола Отвратный». Отвратный, по-старинному — «Тот, кто отвращает». Беды, беса, добавим сами: всякое бес… Мало ли слов с «бес»: от бессилья до безденежья… Сюжет считается ветковским и уникальным (он разошёлся по «всему старообрядческому миру», любим в Поднестровье, на Буковине, в Румынии…). В этой коллекции — очень пострадавшая икона имеет замечательные особенности: лик святого епископа Мирликийского выполнен в древней традиции — и удревняет историю с разработкой этой ветковской иконографии.

Есть и поясное изображение святого Николы. Золочёный фон, знаменитые ветковские «розочки» орнамента одежды, они выполнены тончайшими мазками золотой краской. Вообще, Никола — любимый народный святой. То, что его заказывали в разном изображении, говорит о тонкой символической разнице. Поясной обычно — «хозяин», духовный покровитель дома и защитник, «заместитель» хозяина-мужчины в его отсутствие (наши предки были строители, купцы, водники, садоводы, огородники, художники, мастера — и часто уходили на сезон, оставляя хозяйство и заботу о семье на женщину-молельницу).

«Богоматерь Феодоровская». Также поступает немедленно к реставраторам. Благо, они у нас собственные (и это уникальное достоинство ветковского музея — изо всех районных в республике. Но и музей тоже ничего, один из первых в рейтинге). Такое изображение относится к типу «Умиление»: младенец Христос прильнул щекой к щеке матери Марии. Ветковское письмо богородичных икон — особенно «задушевное». В ликах мадонн отражались не только черты абстрактного идеала, но и близкие и милые облики доброты и радушности ветковских женщин. Мастера-то жили среди них. Молились «Фёдоровской» «От труднаго рождения жён», т.е., о лёгких родах. Индивидуальный заказ был принят на Ветке. Такую икону могли заказать родители на благословение дочери к свадьбе. Но и само взаимное движение младенца и матери выражало радость обретения-общения и победу жизни над смертью.

Вот такой вот маленький этюд о частном событии в истории музея. Но и будто заглянули в прошлое и нашли там своё задушевное. Когда-то музей задумывался как музей одной коллекции. Но энергия времени оказалась такой сильной, что это учреждение культуры превратилось в «колодец-портал» между поколениями. И эта коллекция — ещё одно полное ведро живительной влаги!

Галина НЕЧАЕВА, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.