26 ноября отмечался Всемирный день информации

“…Июнь 1815 года. Ещё до конца не закончилась битва при Ватерлоо, но уже было ясно, что Наполеон потерпел сокрушительное поражение и французская армия наголову разбита английскими и австро-прусскими войсками под командованием герцога Веллингтона. Грозовое небо, казалось, разверзлось над землёй, накрыв собою полностью до горизонта дымящееся поле брани, густо усеянное трупами и воронками от ядер. Поднялся ветер, набирая силу с каждой минутой, и пошёл дождь. Точнее сказать, не пошёл, а хлынул, за считанные минуты, превратив дорогу в непролазное грязевое месиво. По дороге, опираясь на палку, с трудом вытягивая ноги из липкой грязи, укутавшись в тяжёлый брезентовый плащ с балахоном, брёл одинокий путник. Вонзающиеся в землю стрелы молний, которые сопровождались оглушительными громовыми раскатами, заставляли его невольно вздрагивать и инстинктивно пригибаться к земле, ветки кустов, нависшие над дорогой под тяжестью дождя, больно хлестали по лицу, но он упрямо шёл к одному ему известной цели. Силы давно покинули его, но он не искал место для отдыха, а настойчиво двигался вперёд. Казалось, что прошла целая вечность, прежде чем посреди этого ада всполохи молний стали выхватывать из кромешной темноты очертания кораблей с голыми мачтами, со скрежетом трущиеся о причал и друг о друга. “Слава богу — дошёл!” — эта мысль стучала в висках, придавая ему невесть откуда бравшиеся новые силы…

Так или примерно так начал бы писатель свою книгу о самом знаменитом финансисте мира, основателе целой династии, оставившей свой заметный след в истории развития человеческого общества, — Натане Ротшильде.

natan

26 ноября отмечается праздник,  который в той или иной мере затрагивает каждого из нас, — Всемирный день информации. Праздновать его начали с 1994 года по решению ООН, поддержавшей инициативу Международной академии информатизации и Всемирного информациологического парламента. Узнав о таком небольшом сроке существования данного праздника, я, честно признаюсь, даже удивился, ибо ещё за много лет до появления Интернета, телевидения и других современных информационных средств и технологий один мудрый человек сказал: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” С той поры эта фраза стала крылатой, мы её часто употребляем в повседневной жизни, порой не зная, что принадлежит она Натану Ротшильду — человеку, создавшему собственную финансовую империю благодаря своей настойчивости, трудолюбию, хитрости, изворотливости, умению видеть перспективу и применять различные, порой самые неожиданные методы для достижения конечной цели (проницательный читатель, думается, уже догадался, что молодой смелый путник, о котором говорится в предисловии, и знаменитый финансовый магнат — одно и то же лицо). Что же побудило бесстрашного юношу, рискуя жизнью, отправиться в столь опасное путешествие? Не буду томить читателей, а с удовольствием расскажу его до конца (может быть, не так витиевато, как писатель, а по-журналистски, более скупо и прямо).

Итак: добравшись до порта, путник начал незамедлительно искать корабль, который перевёз бы его по ту сторону Ла-Манша, но из-за разгулявшегося шторма ни один из капитанов не соглашался отправиться в столь рискованное плавание, даже несмотря на десятикратную оплату. Но путник не имел возможности ждать — ему утром необходимо было быть в Лондоне.

Наконец, ему повезло: один рыбак, у которого сильно болела жена и срочно нужны были деньги на лекарство, согласился перевезти его на своей небольшой шхуне, и они, рискуя в любой момент перевернуться в штормящем проливе или быть выброшенными на скалы, отплыли от причала. Благополучно переплыв бурлящий Ла-Манш, он, не теряя ни минуты, нанимает самых быстрых лошадей и мчится в Лондон. В восемь часов утра к моменту открытия биржи, чистый и свежий, в накрахмаленной рубашке, он невозмутимо прохаживается по ней, давая указания своим агентам продавать свои английские акции, попутно восхищаясь военным талантом Наполеона. Между других брокеров, наблюдавших за ним, прошёл слух, что этот хитрый еврей уже знает о победе Наполеона и поражении Англии, и все бросились избавляться от своих английских, прусских и австрийских  акций. Дождавшись, когда их цена упадёт до минимума, он через своих подставных агентов скупает их все оптом. Когда к обеду курьерская служба принесла весть о победе армии Веллингтона, всё уже было кончено! Вмиг потерявшие свои миллионные состояния, некоторые богачи, за несколько минут ставшие нищими, стрелялись прямо на бирже, другие были готовы разорвать Натана голыми руками, попадись он в то  время им на глаза, но, увы, уже ничего нельзя было исправить!

Думается, что теперь ответ на вопрос о том, что заставило молодого Ротшильда рисковать своей жизнью, очевиден: обладание информацией, которая в последствии за несколько часов обогатила его на 40 миллионов фунтов стерлингов, а его брата Якоба, который провернул подобную операцию на бирже в Париже, — на 100 миллионов франков — суммы по тем временам просто фантастические!

Этот пример я привёл не для того, чтобы показать один из способов быстрого обогащения, а имел в виду совсем другое: общество не может существовать и развиваться в информационном вакууме, так как именно она (информация) является ключевым фактором его развития. Читая по утрам в свежей газете опубликованный материал, мы тем самым являемся потребителем определённой информации. В этой связи порой доводится слышать, что газеты изживают себя, что они становятся пережитком прошлого и все новости можно узнать из Интернета и т.д. Совершенно с этим не согласен, так как газета — это не только новости, но и аналитические и критические материалы, и очерки, и эссе, и журналистике расследования, и юмор, кроссворды, частные объявления и т.д. Да и многие районные новости можно прочитать в Интернете, только посетив сайт районной газеты. Поэтому считаю, что газеты, журналы и телевидение прочно заняли свои ниши среди средств массовой информации и забвение им не грозит. Но они тоже не должны “спать в шапку”, а быть в постоянном поиске, находить пути и методы привлечения новых читателей и зрителей, повышать оперативность предоставляемой информации, не публиковать недостоверных или непроверенных сведений в погоне за дешёвой сенсацией.

И тут на первый план выходит тема журналистской этики, личной порядочности и честности, а в конечном итоге — профессионализма журналиста. А окончательно моих оппонентов, мне думается, убедит тот факт, что крупнейший мировой масс-медиа магнат Руперт Мердок, кроме всего прочего владеющий четырьмя десятками влиятельных газет во всём мире, имеет на этом бизнесе неплохой “навар”, исчисляемый миллионами долларов! Следовательно, из данного постулата можно сделать вывод, что информация — это не только способ пополнения наших знаний, но и выгодный вид бизнеса, чья особенность состоит в том, что товар, переходя к покупателю, одновременно остаётся и у продавца.

Никто не будет возражать против того, что чем больше навыков и знаний имеет человек, тем больше ценится как специалист, поэтому крайне важно владеть информацией, уметь пользоваться информационными ресурсами, постоянно пополнять и развивать свои способности и не останавливаться в своём развитии, шагая в ногу с научно-техническим прогрессом.

Информационные системы и технологии настолько проникли в нашу жизнь, что без них мы уже не представляем себе будущего. Возьмём даже на бытовом уровне: развитие цифровых технологий заставило нас поменять привычные телевизоры на более совершенные — цифровые; появление оптико-волоконной связи — телефоны; исчезло проводное радио; мобильный телефон стал такой же необходимой принадлежностью, как расчёска или носовой платок; появилась электронная почта и банковские платёжные карточки; ушли в прошлое плёночные фотоаппараты и магнитофоны — этот список можно продолжать ещё и ещё. В результате объединения разнообразных информационных сетей появилась глобальная информационная система Интернет, позволяющая вести обслуживание по принципу “всегда и везде” 24 часа в сутки, 365 дней в году в любой точке Земли. Она обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным массивам: электронные энциклопедии и справочники, законодательные, правовые и иные базы данных, аналитические ресурсы, персональные компьютеры и т.д. Информационные потоки нарастают с каждым  днём, особенно в промышленности, торговле, образовании и финансово-банковской деятельности, что сегодня уже позволяет говорить об информационном взрыве, когда человеческий мозг уже не успевает перерабатывать лавину обрушивающей на него информации, что также требует поиска путей и методов защиты и новых системных подходов в работе с информацией.

Каждый из нас в этом мире выступает в двух ипостасях: носителя и потребителя информации, причём в этом задействованы не только зрение и слух, но и другие органы чувств. За примерами далеко ходить не надо: только понюхав розу или духи, мы получаем информацию об их аромате (обоняние); потрогав кактус — о степени его колючести (осязание); попробовав конфету — о её вкусовых качествах; посмотрев египетские пирамиды — о их размерах.

Информация окружает нас повсеместно, надо только научиться правильно ей пользоваться для того, чтобы она приносила пользу и помогала комфортно себя чувствовать в нашем беспокойном мире. Закончу словами известной песни Андрея Макаревича: “Не надо прогибаться под изменчивый мир/ Пусть лучше он прогнётся под нас!” Вот такие мысли навеял на меня этот праздник, которыми я решил поделиться с читателями.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.