Каждое утро ходить на работу…

Николай Иванович Швед в нашем районе — человек известный многим. Более трёх десятков лет он возглавлял ветковскую автобазу. При нём она строилась, обретала имя и репутацию. За эти три десятка лет он и сам вырос из подмастерья в опытного руководителя, которого знают и уважают до сих пор. Труд Николая Ивановича был высоко оценён ещё в советские времена. Он награждён орденом “Знак Почёта”, Почётной грамотой Верховного Совета БССР. Есть у него и нагрудный знак “Ганаровы транспартнік”. По показателям объединения ветковский автопарк №18 всегда был среди районных парков в первой пятёрке. Так что немало у Николая Ивановича благодарностей, почётных грамот. И выговоров немало — а как иначе, если больше тридцати лет руководишь транспортным предприятием. Но все оценки, которые ставят другие люди, — суета сует. Главным счастьем в его жизни было каждое утро ходить на работу. Потому даже после выхода на пенсию он искал и находил себе применение. И уволился с последнего места работы лишь год назад — за год до 70-летнего юбилея, который отпраздновал 17 марта.
Родился Николай Иванович Швед в России, но очень близко от Беларуси — в селе Чубковичи Стародубского района Брянской области. И в том же году, когда появился на свет — в военном, 1944-м, пришло извещение, что его отец Иван Никитич Швед погиб возле деревни Речки Ветковского района Гомельской области. Расстояние от родного дома в России, где остались жена, дочь и маленький сын, до места гибели примерно такое же, как от Гомеля до Светлогорска. Николай с детства хотел посмотреть на те места…
Жилось ему, как и всем в послевоенное время, нелегко. С раннего детства — тяготы крестьянского труда.
Н.И. “Как в то время существовали в колхозах, где почти не осталось мужиков, — известно. Но, как ни странно, на судьбу не обижались, верили в то, что с каждым годом будет лучше, легче”.
Легче не становилось — в девятнадцать лет Николай уже трудился на шахте №4 треста “Абайуголь” слесарем подземной телефонной связи.
Н.И. “Согласиться на такую работу можно было только в бесшабашной молодости, сейчас ни за какие деньги не пошёл бы — очень опасное место, где в любую минуту был возможен взрыв метана”.
Молодой человек трудился как положено, получал благодарности от начальства. Но очень хотелось учиться дальше. Поступил в Карагандинский политехнический институт, по окончании которого в 1970 году приобрёл профессию инженера-механика автомобильного транспорта. Поскольку в институт на учёбу направила шахта, диплом Шведу выдали свободный — сам мог выбирать, где работать.
Н.И. “Наверное, этот выбор был предопределён в 1944-м. Получив диплом, решил побывать на той земле, где воевал и погиб отец. Приехал в Ветковский район, и места эти сразу понравились — красивая природа, доброжелательные люди. Захотелось остаться жить и работать в этих краях”.
При Советском Союзе выбор места жительства не был такой проблемой, как сейчас — смена гражданства и прочее. С 1 сентября 1970 года Николай Иванович уже работал в автобазе №18 города Ветки инженером ПТО. Коллектив встретил молодого сотрудника тепло, как своего. Те, кто трудился здесь не первый год, помогали ему войти в курс дела. И никто, да и сам юбиляр, тогда не мог предугадать, что через два года он станет директором этой автобазы, что проработает в коллективе 33 года, из которых 31 — директором. В начале директорства было немало забот. Кроме основной деятельности по перевозке пассажиров и грузов ежедневно много времени уделялось строительству.
Н.И. “За короткое время приняли на работу целую бригаду строителей — более 20 человек — и хозяйственным способом построили автостанцию, автозаправочный пункт, административное здание, контрольно-пропускной пункт, котельную, ремонтные мастерские, жилые дома для сотрудников. Кроме того, строители автопарка работали во всех автопредприятиях Гомеля”.

Автобаза развивалась, выполнялись все доведённые задания, люди смотрели в будущее с оптимизмом. Но чернобыльский взрыв разорвал жизнь на две части — до и после… Весной 1986 года серьёзно стоял вопрос: а будет ли вообще существовать автопарк?
Н.И. “Наши сотрудники в массовом порядке начали уезжать в чистые районы республики и за её пределы. Пришлось приложить много усилий, чтобы сохранить коллектив. Я буквально не выходил из райисполкома, бил во все колокола: район останется вообще без автобусного транспортного сообщения, а другого-то просто нет…”
Людей чем можно было остановить? Только лучшими условиями жизни и работы, чем где бы то ни было. Начали переселять тех, кто жил в тесноте или в неблагоустроенных домах, в освободившиеся, сданные государству квартиры. То была пора глобального дефицита, деньги обесценивались. И работникам автопарка быстро стали выделять “талоны” на покупку холодильников, телевизоров, прочей техники, мебели. Кроме того, сразу начали строительство механизированной мойки автобусов, грузовых и легковых автомобилей, проложили теплотрассу от центральной котельной города, создали ремонтную зону на 250 автомобилей. Водителям и ремонтникам стало психологически легче — всё-таки транспорт мылся, отмывался от радиоактивной пыли… В общем, удалось сохранить основной костяк коллектива.
Н.И. “Позже, когда грузовые карбюраторные автомобили стали не востребованы в районе, мы, уже имея соответствующую базу, полученную в послечернобыльский период, в 1995 году своими силами открыли станцию по ремонту и окраске легковых автомобилей, которая давала более 30% всех доходов автопарка. А вообще я бы не сказал, что работать десять лет назад было легче, чем во времена после аварии. Пассажирские перевозки, хочешь не хочешь, обеспечивали, хотя были они убыточны. Отдавали грузовики по заведомо низким тарифам, да потом по полгода деньги выколачивали”.
С первых дней своей трудовой деятельности Николай Иванович ставил работу на первое место, семью, совершенно сознательно, — на второе. Мужчинам иначе нельзя — дело всегда важнее, иначе обществу не выжить. Но и близкие у юбиляра были не на условном, а на полноценном втором месте. Жена Екатерина Михайловна, с которой прожито уже 47 лет, работала воспитательницей в детском саду. И своих детей воспитывала в основном она. Но и отец уделял им внимание и говорил своё веское слово. Дети тоже видели, что он занят не чем-то, а любимой, нужной работой. В результате такого вот правильного семейного расклада дочь и сын закончили школу с золотыми медалями. Дочь сейчас живёт в Минске. Сын — хирург, работает в Ветке.
Н.И. “Какой в семье достаток? Да вроде особого и нет, всё как у всех. Дом, который строили вместе с другими автобазовскими домами, рассчитан на две семьи. Участка при нём нет. Так что обзавелись дачей в пяти километрах от города. Что ещё? Но главное богатство в семье — это дети и внуки, разве нет так? И чтобы были мир и лад. Я по характеру оптимист и имею свои, личные, заповеди. Например, такую: один раз родился, один раз крестился, один раз женился. И ещё: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Потому и люди всегда со мной рядом, что деньги на первое место не ставлю, не меняю работу, близких, друзей. Сколько раз в Минск звали, тоже руководителем. Но не хотелось — я, как камень, всем на месте обрастаю. Радуюсь, что в годы работы успел сделать для автопарка что-то полезное. Что открыли пункт технического контроля автотранспортных средств. Ведь ближайшая станция до того была в Гомеле. До Гомеля порой надо в одну сторону проехать из района 80 км. А это время, бензин, то есть деньги. Для решения вопроса взяли кредиты через центр занятости под рабочие места. Приобрели все необходимые приборы и оборудование, обучили людей”.
Десять лет назад именно открытие пункта технического контроля Николай Иванович назвал лучшим подарком на своё 60-летие. Это был бы прекрасный подарок и для автовладельцев нашего района. Сегодня Николай Швед считает для себя подарком ритмичную работу автопарка. И не страшно, что не такую объёмную, как это было в годы его молодости. Главное — есть предприятие и работоспособный коллектив.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.