Солдат и врач

Михаил Кондратьевич Бобков — личность в нашем районе легендарная. Его все знают как отличного хирурга и главного врача райбольницы. А ещё — это ветеран Великой Отечественной войны, и в свои неполных 87 лет он по-прежнему является для молодёжи ярким примером жизнелюбия и активности. Завтра, как всегда, он на митинге будет стоять в первых рядах колонны участников войны.

1 Михаил Кондратьевич, как бы вы себя представили широкой аудитории?

— Я бы представил себя так: главный врач, кандидат медицинских наук Бобков Михаил Кондратьевич.

2 О чём мечтали в детстве?

— Мечтал быть шофёром. В довоенное время это была самая ходовая профессия. А война все мечты, все планы перевернула вверх дном.

3 И когда вы получили води-тельские права?

— В 60-х годах, до сих пор вожу старенькую “Ниву”. У меня уже более 50 лет водительского стажа, а правила движения нарушал только по молодости — скорость превышал. Потом постарел, поумнел,— больше никаких нарушений не было.

4 О чём мечтаете сейчас?

— Странный вопрос. Когда уже вся жизнь позади, о чём уже можно мечтать? Это в молодости мечтали, ставили цели, решали задачи… А сейчас хочется смерть встретить не в одиночестве. Дети живут далеко — в Калининграде, Кобрине, а я живу один. Никуда не хочу ехать. Хочу умереть там, где работал и жил. Я родился в Хальче, здесь моя Родина, здесь мой покой.

5 Как ваши родители повлияли на выбор профессии, уклад жизни?

— Никак. Отец во время войны умер от тифа, мать — старенькая, неграмотная, до революции батрачила. Тогда родители не давали наставления детям, куда пойти учиться. Думали, как бы кусок хлеба достать, как прожить день. Я сам себе жизнь построил и сам себе выбрал профессию.

6 Как вы узнали, что началась Великая Отечественная? Какие яркие моменты оставила в памяти война?

— О том, что началась война, я услышал из репродуктора, дома. К тому времени я окончил 8 классов белорусской школы в Ветке и работал пастухом в заготскоте. Что такое война, я узнал, когда пас коров у моста. Два самолёта прилетели с запада, развернулись над лесом и на обратном пути сбросили бомбы. Визг бомб был такой жуткий, думал, что свет перевернулся. Ярких моментов у войны было много. Когда деревня была оккупирована фашистскими войсками, мы с другом украли у немцев гранату и решили их “попугать”. На лодке переправились через реку, выдернули чеку, но граната не взорвалась в воде. Снова её вытащили, приплыли на хальчанский берег и в расстроенных чувствах выбросили гранату в воду. Мощный взрыв так напугал немцев, что они с криком “Партизан! Партизан!”, стреляя на ходу, помчались за нами. Мы бросились наутёк, в сторону Радуги. Оттуда шла колонна итальянских солдат, они защитили нас: “Это не партизаны, это же дети!”. Вот так мы напугали немцев и напугались сами.

7 Что запомнилось из фронтовой жизни? Смерть часто ходила рядом?

— До сих пор много чего помнится из фронтовой жизни. Мобилизовали меня уже после освобождения Ветки от захватчиков. Месяц проучился я в запасном полку, а служил в артиллерии разведчиком-наблюдателем. Главной моей задачей было выявление целей на немецкой стороне и корректировка артиллерийского огня. На фронте шли вперёд, в атаку, — как надо, а в Познани (это Польша) встретили сопротивление. И вот мы втроём, вместе с двумя офицерами, вели наблюдение за противником через окно на верхнем этаже водокачки, корректировали огонь. Вдруг видим вспышку огня у танка противника, и через мгновение — снаряд разорвался на водокачке. Когда солдаты растормошили меня, рядом лежали убитые майор и старший лейтенант. Я “отделался” осколочными ранениями в голову, руку, шею, грудь, живот…

Ещё запомнилось, когда зимой в Польше наша машина сорвалась с буксира и перевернулась в кювет. Мы с командиром орудия выжили, но остались ждать подмоги, чтобы вытащить технику. Ждали мы так целую неделю, и выживали голодные, на морозе, в лесу, как только могли. Удалось добраться до хутора и обменять пару армейских ботинок на кусок хлеба, сала, молоко. Потом нас забрали, за ночь отогрели, и я вернулся на фронт. А на второй день после этого сообщили: погиб весь орудийный расчёт, в том числе и мой напарник — командир батареи…

8 Что для вас значит День Победы (тогда, в молодости, и сейчас)?

— После госпиталя я возвращался на передовую, в Берлин, и в этот день объявили, что война кончилась. Весь день плакали, смеялись, стреляли. Радовались, что война кончилась! Война — это страшное дело. Особенно много я пережил в Хальче — там было страшнее, чем на фронте. Мой дядя и крёстный отец Ануфрий Иванович Роговский был советским активистом до войны — председателем сельсовета, колхоза. И когда пришли немцы, их штурмбригады начали арестовывать коммунистов по спискам, составленным полицаями. Моему дяде удалось скрыться, его не расстреляли, как других, но семью преследовали. Меня постоянно посылали на самые опасные и тяжёлые работы, чего только не было!

День Победы для меня — это большая радость, праздник со слезами на глазах. Вы же понимаете, что мы все должны были погибнуть, а мы выжили. Уже прошло много лет, но мы по-прежнему радуемя этому дню. Рады, что Победа свершилась.

9 У вас большой наградной список, из двух десятков наград и медалей какие особенно ценны?

— Орден Отечественной войны I степени, медаль “За отвагу”. После ранения на передовой командование представляло меня к ордену Красной Звезды, но позже вручили медаль. Из мирных наград особенно дорожу нагрудным знаком Н.И. Пирогова, полученным за хирургическую деятельность. Орден “Знак Почёта” вручили мне после строительства районной больницы в Ветке.

10 Говорят, что понадобилось немало настойчивости и упорства, чтобы добиться разрешения на строительство и выделение средств на новую райбольницу. Как вам это удалось?

— До 1980 года больница размещалась в деревянном здании бывшего помещичьего дома, в других приспособленных помещениях. Строительство новой больницы откладывалось из года в год. Будучи главврачом, я обратился к министру здравоохранения, но получил категоричный отказ: “Когда Картер (президент Америки) даст нам денег, тогда построим вам больницу”.

Я решил не отступать и обратился за помощью к заместителю председателя Совета Министров БССР Нине Леоновне Снежковой, нашей землячке. К тому времени в старой больнице случился пожар, и необходимость в строительстве медучреждения стала очевидной. За пару месяцев сделали необходимую документацию, и через три года, в 1980-м, уже вошли в новую больницу.

11 Как повлияло на вашу дальнейшую жизнь пребывание за границей, на территории Германии?

—Ещё два года после войны мы не были убеждены, что война окончилась. Два года мы воевали во сне, просыпались из-под мин… И только потом начали понимать, что уже можно думать о мирной жизни. Тогда занялся учёбой, спортом. До 1951 года, пока служил в Германии, окончил вечернюю школу при Доме офицеров на одни пятёрки. А после демобилизации как у участника войны у меня была возможность поступить в любое высшее учебное заведение СССР без экзаменов.

Я направил заявления в три института: институт цветных металлов в Нальчике, авиационный институт в Москве, но решил всё-таки поступать в Минский медицинский институт. Учился и жил в Минске на собственных харчах. Был секретарём комсомольской организации потока, успевал “на отлично”, и на третьем курсе уже получал Сталинскую стипендию. 70 рублей — это были огромные деньги по тем временам. На фронте я кричал: “За Родину! За Сталина!”, но стипендию мне дали, конечно, не за это, а за хорошую учёбу и активную общественную деятельность.

Мединститут окончил с красным дипломом, а к 1965 году собрал материал для диссертации (заочно поступил в аспирантуру), защитил кандидатскую. Работал днём в больнице, и ночью вызывали на экстренные операции, но ещё по ночам умудрялся работать над диссертацией. У меня было огромное стремление учиться и совершенствоваться в медицине.

12 Любите ли вы жизнь?

— Конечно, люблю! Мне скоро будет 87 лет, а мне всё нравится в жизни. Были и у меня трудные годы. Есть такая мудрая пословица: “С каждым умирающим больным умирает хирург…”. В такие минуты я брал с собой дочку и со спиннингом уходил под Шубино, на речку. Так отводил от себя всякие удары. Такова жизнь. “Я люблю тебя жизнь, и хочу чтобы лучше ты стала”.

13 Что самое трудное в работе хирурга?

— Бессонные ночи. Раньше не было дежурных хирургов, меня одного “дёргали” и днём, и ночью. Если я уходил куда-то из дома, обязательно оставлял записку, где нахожусь. Я был нужен людям! До сих пор меня при встрече обнимает бывший комбайнер, которому руку затянуло в барабан и измельчило. Я четыре часа боролся за “лохмотья”, но руку сохранил.

14 У кого учился молодой хирург профессиональному мастерству? И для кого вы стали Учителем с большой буквы, открыли мир профессиональной хирургии, ведь у вас общий стаж работы 50 лет.

— Для меня эталоном в хирургии и моим учителем был Фёдор Константинович Воинов. Это замечательнейший специалист, хирург от Бога. У него научился всей хирургической работе. Мы с ним под местным обезболиванием делали резекцию желудка. Эта очень крупная, тяжелейшая операция является образцом хирургического мастерства. Фёдор Константинович — это мой золотой учитель. Мои ученики сейчас работают в Гомеле, Минске.

15 Какое значение для вас имеют встречи с коллегами-медиками, которые обычно приурочены Дню пожилых людей?

— Нынешний главный врач райбольницы Надежда Александровна Зимина считает меня главврачом №1. Она очень грамотный специалист и руководитель. Огромное спасибо ей и всему теперешнему коллективу за организацию таких встреч. Мне большей радости нету в жизни, как встречи со старыми знакомыми, коллегами.

16 Вы и сейчас проводите большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Чему, в первую очередь, надо учить молодое поколение?

— Чтобы не забывали прошлого. Что была война, и в ней погибло очень много народа. Чтобы берегли мир.

17 Вам приходилось о чём-то жалеть в своей жизни?

— Жалею, что не сберёг первую жену Нину Михайловну. Я ей мало уделял внимания, всё время посвящал работе. Жена умерла в 50 лет.

18 Как проходит обычный день пенсионера?

— Стараюсь всё время быть в движении. Утром сажусь на трёхколёсный велосипед и делаю разминку: до речки и назад. А после завтрака еду в магазин, поликлинику. Читаю художественную литературу, выписываю “Голас Веткаўшчыны”, “Аргументы и факты”, журнал “Народный доктор”.

19 Любите заниматься огородом?

— Конечно. Обязательно сажаю помидоры, но самое главное — занимаюсь выращиванием винограда. Потому что виноград продлевает человеческую жизнь. В кожуре винограда содержится особое вещество, которое выделяется только в результате длительного брожения. Когда-то я был на Кавказе и интересовался секретами долголетия. Там свежий воздух, здоровая пища, но я пришёл к убеждению, что именно это вещество объясняет долгожительство всех южных народов, которые занимаются виноградарством. Вот и я выращиваю виноград.

20 Вас часто мучает проблема “Что надеть? Как выглядеть?”

— За собой слежу, конечно, не люблю грязным ходить. Это моё хобби. В молодости прилично одевался.

21 С какой знаменитостью вы хотели бы познакомиться?

— Уже ни с какой.

22 Где вы встретились со своей половинкой? Расскажите о своей семье.

— Познакомились мы с Ниной на вечеринке в Хальче, когда я из мединститута приезжал к матери. Свадьбу сыграли 28 августа 1953 года. Через два года у нас родилась дочь Зинаида, потом дочь Лариса. Обе дочери окончили Гомельский госуниверситет, сейчас Зинаида с семьёй живёт в Кобрине Брестской области, а Лариса — в Калининграде. У меня уже 4 внука и 3 правнука подрастают. Жена у меня тоже была медиком: сперва работала заведующей ФАПом в Хальче, затем в Ветке в санстанции, поликлинике.

23 Какое место земного шара вы хотели бы посетить?

— Хочу посетить Подземельное Царство, больше ничего не хочу. Я читаю Библию, но как медик и учёный знаю, что всё тленно, и в загробную жизнь я не верю: оттуда ещё никто не вернулся. Поэтому считаю, что надо жить пока живётся. Бери от жизни всё — на том свете тебе никто ничего не даст. Религия нужна для того, чтобы был порядок на земле.

24 Ваш самый счастливый день?

— Мой день рождения. Раньше называли детей по “святкам”, а Михайло праздновали 21 ноября, поэтому, скорее всего, я родился в конце ноября. Но метрики затерялись, и после армии при восстановлении документов у меня днём рождения стало считаться 13 августа. На мой день рождения съезжаются дети и внуки, поэтому это мой самый счастливый день.

25 Что вы умеете готовить?

— Что надо, то и сготовлю. И борщи, и супы, и “второе”, и “третье”. Живу один и готовлю, что хочу.

26 Ваш любимый фильм?

— Люблю военные фильмы.
Книга?
— Всех белорусских писателей перечитываю, особенно люблю прозу Ивана Шамякина.
Танец?
— Не люблю танцевать, а люблю петь.
Газета?
— “Аргументы и факты”.
Праздник?
— 9 Мая.
Время года?
— Весна и лето.
Цветы?
— Все.
Блюдо?
— Все, я не переборливый.
Цвет?
— Светлые тона, как в операционных.
Домашнее животное?
— Моя собачка Жулька.

27 За какой поступок вы бы перестали себя уважать?

— За отрицательные действия, пьянство, например. Не люблю алкоголиков и курящих. Сам не курю и водку не пью.

28 Как исцеляетесь от плохого настроения?

— Стараюсь не вводить себя в плохое настроение.

29 Что считаете вредной привычкой?

— Курение, алкоголизм.

30 Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— Стараюсь больше двигаться, веду здоровый образ жизни. Соблюдаю здоровое питание: не ем свинины, больше “нажимаю” на овощи, капусту, яблоки. И употребляю в малых дозах медикаменты от основных заболеваний.

31 Ваше увлечение?

— Сейчас — чтение книг, а раньше увлекался рыбалкой, охотой.

32 Чему научила вас жизнь?

— Всему.

33 Что ещё вы не успели сделать в жизни?

— Всё успел: и дом построил, и детей вырастил, и уже несколько садов посадил. Сейчас сажаю новые сорта малины, виноград. Всё, чего я достиг в своей жизни, я заслужил своим собственным трудом. Был честным коммунистом, сейчас — честный пенсионер.

Вопросы задавала Татьяна БОСЯЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.