Последний директор вечерней школы

Адрес человека, который всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности и сейчас не перестаёт удивлять окружающих своим жизнелюбием и творческой активностью, мне подсказали женщины помладше героини данной публикации с такой оговоркой: “Мы берём с неё пример! Такую гостеприимную хозяйку нужно поискать! А какая у неё усадьба!”.


С Любовью Кондратьевной Самоновой, учителем вечерней школы г. Ветки, с первого раза встретиться не удалось: “Сегодня я никак не могу вас принять, приходите завтра. Только с утра я схожу на репетицию, а после обеда — свободна” — вот так извинялась и назначала время встречи 78-летняя женщина.


А назавтра я уже сидела в гостях и уплетала баклажанную икру, приготовленную накануне. Ещё Любовь Кондратьевна “не выпустила” из дома, пока не угостила пирогами с чаем. “Никто без угощения от меня не уходит. А в следующем году приходите на клубнику”, — приглашала гостеприимная хозяйка.


Ветковчане, которые занимаются садовыми ягодами, знают местного мастера в “клубниководстве”: рассада земляники садовой (а у нас её принято называть клубникой) пользуется спросом у огородников. Ещё прекрасно себя чувствуют на грядках баклажаны, перец болгарский и помидоры, другие овощи. И разные виды цветов готовы радовать хозяйку с ранней весны до поздней осени. Сейчас, например, только собираются распустить свои соцветия хризантемы, а кусты роз по-прежнему полны шикарных бутонов.


— Сейчас осталось только четыре куста, а раньше тридцать розовых кустов во дворе было, — рассказывает о былых временах хозяйка дома и с уважением вспоминает свою мать, которая привила дочерям любовь к труду на земле.


“Девять дочерей воспитывала мама (вырастила шесть девочек от предыдущего брака мужа и ещё троих родила), поэтому без дела никогда на лавочке не сидела, а пряла и ткала, и дети “полотняными” ходили”, — с любовью отзывается о своей матери, Марии Фёдоровне Цукановой, младшая дочь.


Марию Фёдоровну завистницы даже колдуньей называли: так исправно у неё всё в огороде родило. Но Любовь Кондратьевна знает секреты этого колдовства: постоянная работа до седьмого пота. А ухаживать за клубникой её мама ещё в детстве научила. Теперь и дочь Любови Кондратьевны, и внучки, которые живут в Смоленске, также любят с ягодами и овощами на дачном участке “повозиться”, а к бабушке на подмогу спешат в ответственные моменты: когда огород весной нужно вскопать (а делается это исключительно вручную, под лопату) и осенью картофель выкопать. А со всеми остальными “операциями” Любовь Кондратьевна справляется самостоятельно.


Вот так, с весны в заботе об огороде, и живёт пенсионерка из Ветки. Но радость и моральное удовлетворение пожилой женщине приносит не только богатый урожай, она является участницей клуба ветеранов труда и с удовольствием поёт в хоре. Такие занятия для души находят наши женщины. “А в какой помощи и защите нуждаются наши пожилые люди?” — обратилась я к Любови Кондратьевне и услышала ответ сильной женщины: “Никогда ни от кого помощи не ждала и не получала”.


Надеяться только на свои силы Любовь приучали с детства. Она единственная в семье окончила институт и получила высшее образование. После Гомельского пединститута молодого преподавателя русского языка и литературы направили в Яновскую среднюю школу, образованную на базе восьмилетки. Туда направили целую гвардию молодых специалистов для обучения старшеклассников: математика, химика, языковеда… И с особым теплом Любовь Кондратьевна вспоминает два года работы в сельской школе. Таких послушных и любознательных ребятишек она никогда не встречала! Хотя голодные это были годы, середина 50-х, — сельчане варили картошку и запивали рассолом от огурцов. Рассол специально пересаливали, затем всю зиму разводили водой, чтобы протянуть до весны. Учительница и сейчас помнит фамилии мальчишек, которые учились на одни пятёрки: Савостенок, Николай Козлов. Но особенно поражал своей грамотностью Толстенков. Сочинения, диктанты, изложения писал без единой ошибочки, и знаки препинания всегда были на своём месте. Специально вызывала к доске для выполнения самых сложных заданий, ни единой помарочки! Хотя правил никаких он не знал, по математике тоже учился средне. Откуда такая интуитивная грамотность у деревенского парнишки?! Оказалось, что он очень любил читать. И хорошая зрительная память выручала ученика в самых сложных лингвистических ситуациях. Учительница словесности убеждена: чтобы грамотно писать на русском языке, нужно быть начитанным человеком.


Прививая ребятишкам любовь к русскому языку, развивая их интерес к творчеству российских писателей, Любовь Кондратьевна получала особого рода наслаждение: на примерах героев классических произведений она воспитывала в учениках людей образованных, культурных, умеющих думать и принимать верные решения. А сколько инсценировок, мини-спектаклей было поставлено в школе! Прямо в фойе устанавливали скамейки, на них настилали доски, и получалась театральная сцена для артистов художественной самодеятельности.


Активную внеклассную работу развернула Любовь Кондратьевна и в Ветке, только уже не в обычной школе, а в вечерней средней школе, в которой педагог проработала с 1957 по 1995 годы, вплоть до ликвидации учреждения.


В те годы, вспоминает ветеран педагогического труда, в школах города трудно было найти вакантную должность, поэтому согласилась на 8 часов немецкого языка в вечерней школе. О, с каким трудом ей давались эти уроки! Ночи напролёт она зубрила иностранный язык, чтобы дать знания ученикам, боялась ошибиться в произношении, неточного написания немецких слов. А каков был контингент! Ученики за партами в два раза были старше молодой учительницы и, чего скрывать, не все тянулись к знаниям, скорее отбывали “обязаловку”. Здесь уместно вспомнить хороший, добрый советский фильм “Большая перемена”. Как и в фильме, казусных ситуаций хватало. К примеру, любил попроказничать Николай Гаврилов (будущий директор городского Дома культуры). Вызвала этого ученика к доске, и только Любовь Кондратьевна повернётся лицом к классу, все ученики ухохатываются, глянет на Николая — стоит смирно, отвернётся — снова смех. Оказывается, в углу стоял веник, и ученик ловко использовал его для поднятия настроения всему классу, но никак не учительнице.


Но были и такие ученики, которым в силу занимаемой должности очень сложно было преодолеть психологический барьер и сесть за одну парту с обыкновенным трудягой. Например, в одно время получали среднее образование на базе очно-заочной школы директор ткацкой фабрики и его сын, директор хлопкопрядильной фабрики, маслозавода, молодые ткачихи и прядильщицы. Многие райкомовские работники советского времени, нынешние начальники — тоже выпускники вечерней школы.


Проработав в вечерней школе 38 лет, Любовь Кондратьевна может написать историю развития этого вида образовательного учреждения. Сперва классы вечёрки располагались на базе “русской школы”, то есть СШ №2 (здание нынешней спортивной школы, ЦСОН, военкомата). Затем двухэтажное здание на Красной площади отдали в распоряжение коллективу, со временем перебазировались в три деревянных помещения бывшей СШ №1. А когда одна деревянная постройка сгорела, добились строительства двухэтажного типового помещения (нынче в нём размещается районный отдел образования, центр детского творчества).


Особого “расцвета” вечерняя школа достигла при легендарном руководителе — заслуженном учителе БССР, отличнике просвещения СССР Александре Алексеевиче Бондаренко. Его правильная административная работа и организационно-методическая деятельность всего коллектива позволили вовлечь в образовательный процесс людей без среднего образования не только в городе, но и в сельской местности. На базе средних сельских школ были открыты учебно-консультационные пункты (в рамках центра общего образования взрослых), в которых механизаторы и доярки могли получить среднее образование “без отрыва от производства”, а педагоги вечерней школы оказывали местным учителям методическую помощь. При школе были открыты подготовительные курсы для поступающих в Белорусскую сельскохозяйственную академию, другие вузы и техникумы. Количество учащихся в вечерней школе “зашкаливало”: по четыре параллели обучалось как в 9-м, так и в 10-м классах. По уровню учебно-воспитательной работы школе не было равных не только в Гомельской области или республике, со всего Советского Союза приезжали перенимать опыт. Школа поддерживала связь с научно-исследовательским институтом в Ленинграде. Труд коллектива “Руководство методической работой и самообразованием учителей” был представлен на ВДНХ. На базе очно-заочной школы проводились республиканские семинары. После выступления на таком семинаре (поделилась опытом работы учебно-консультационных пунктов) в 1972 году методист по заочному обучению Л.К. Самонова была награждена нагрудным значком “Отличник народного просвещения БССР”. Чуть позже за достигнутые успехи в обучении и коммунистическом воспитании учеников и в связи с 50-летием создания Союза ССР — награждена Почётной грамотой Министерства просвещения БССР. А в 1985 году, после выступления на всесоюзных педагогических чтениях в Киеве, наградили нагрудным знаком “Отличник просвещения СССР”.


За год до ликвидации школы (на основании решения райисполкома) Любовь Кондратьевна была назначена её директором. И с какой болью приходилось оставлять всё наработанное десятилетиями, расставаться с коллективом.


Вечерняя школа рабочей молодёжи в Ветке была создана в 1944 году, тогда в ней обучалось 32 человека. “Зараз у вячэрняй школе навучаецца 550 маладых рабочых і калгаснікаў, з іх 45 камуністаў,170 камсамольцаў, 17 кіраўнікоў малодшага і сярэдняга звяна вытворчасці. У ліку навучэнцаў 151 механізатар, 17 жывёлаводаў. У саставе вячэрняй школы ёсць класы з павышэннем вытворчай кваліфікацыі трактарыстаў, падрыхтоўкі шафёраў трэцяга класа і матацыклістаў…” — рассказывал на страницах “Перамогі Кастрычніка” в 1978 году секретарь РК КПБ Л.С. Новосёлов. Тогда вечерней школе в повышении общеобразовательной и профессиональной подготовки молодых тружеников города и села отводилась важная роль. “Организация вечернего и заочного обучения стала в районе поистине партийным делом, ибо все коммунисты по-настоящему взялись за неё” — выступали партийные лидеры на страницах научно-методических изданий тех лет. А учителя вечерней школы брали на себя обязательства не только давать прочные и глубокие знания учащимся, но и воспитывать у них коммунистическое отношение к труду, формировать коммунистическое мышление.


Сейчас много критических замечаний направлено в адрес просвещения советского периода с его коммунистической направленностью, но педагог старой закалки Любовь Кондратьевна Самонова подмечает: “Когда я работала в школе, я не услышала ни одного мата, ни одного скверного слова от учеников, а как сейчас ведут себя учащиеся? Как они выражаются? Об этом стоит задуматься и родителям, и педагогам”.


Татьяна БОСЯЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.