Магазин на колёсах
Кто работает 5 дней в неделю и каждые субботу и воскресенье может позволить проводить в своё удовольствие, тому трудно представить рабочий ритм водителя автомагазина Николая Николаевича Павлова: в июне у него не было ни одного выходного! А когда наконец появился сменщик, даже удивляется своему везению: “На прошлой неделе отдыхал два дня!”
В летние месяцы нагрузка на водителей автомагазинов значительно возрастает: наряду с обслуживанием малочисленных деревень и посёлков Ветковское РайПО организовывает выездную торговлю на дачные кооперативы.
— А дачник — народ требовательный, как к ассортименту предлагаемых товаров, так и к обслуживанию, поэтому стараемся направлять к ним именно Николая Николаевича, он умеет находить общий язык с любым покупателем, — лестно отзывается о водителе автомагазина председатель правления РайПО В.Б. Николаева.
Теперь понятен напряжённый график работы одного из лучших водителей районного потребительского общества: в понедельник, вторник, четверг, пятницу он спешит в деревеньки Столбунского расчётно-торгового предприятия, а по средам, субботам и воскресеньям товары цивилизации доставляет дачникам.
Николай Николаевич уже 10 лет работает в системе РайПО и 3 последних — за рулём автолавки. Доверили ему тот самый специализированный автомобиль, ключи от которого в 2006 году вручал на Красной площади председатель Гомельского облисполкома А.С. Якобсон. Современный автомагазин оснащён холодильным оборудованием, позволяющим перевозить на дальние расстояния скоропортящиеся продукты. Так, для свежемороженых кур, рыбы, мясных полуфабрикатов имеется ларь низкотемпературный, а для молока, кефира, колбасы среднетемпературная витрина.
Молоко — самый востребованный у сельчан товар. Его ждут в 56 деревнях и посёлках, в которых проживает на сегодня 1140 человек. Такая численность соизмерима с одной крупной деревней, а разбросаны люди на десятки километров друг от друга. Самый малочисленный посёлок Лядо Неглюбского сельского Совета — здесь проживают 2 человека, многолюднее — в Барченках и Однополье Приснянского сельсовета — 34 и 24 жителя соответственно. И в любом селении люди ждут автомагазин, чтобы купить свежий хлеб, молочные продукты, крупы.
В целом обязательный ассортиментный перечень автомагазина для торгового обслуживания населения довольно велик. Например, в передвижном магазине должны присутствовать 4-х разновидностей шоколад, специи, чай, фасованные крупы, несколько видов овощных, рыбных, мясных, молочных консервов, конфет, а среди сопутствующих товаров числятся тетради, одеколоны и шампуни, и даже свечи хозяйственные. Товары, которые не входят в обязательный перечень, реализуются по предварительным заказам покупателей. И продавцы стараются выполнять заявки, чтобы угодить клиентам, а это в основном люди преклонного возраста.
Бывают и казусные ситуации, когда заявки магазин на колёсах выполняет, а заказчики покупать отказываются. Например, как-то одна бабушка попросила привезти ей шоколадных конфет, дорогой колбасы, полдесятка килограммов яблок. А когда увидела товар и цены на эти “деликатесы”, брать передумала.
На сегодня в Ветковском РайПО обслуживают деревни без стационарных торговых точек три автомагазина. Для каждого из них разработаны маршруты движения, графики обслуживания населения. Дважды в неделю ждут сельчане автолавки в назначенное время и переживают, если машина задерживается.
— Графика движения придерживаться очень трудно, — сетует на “издержки производства” ответственный водитель Н.Н. Павлов. — Вот сегодня я уже выбился из графика, потому что дожидался машину поставщика молока из Рогачёва. Без молочной продукции на район не мог уехать, а у сельских потребителей уже есть причина для жалоб.
Зато сельчане не могут жаловаться на сервис такого обслуживания: место остановки автомагазина в деревне выбирают покупатели. Обязательны две остановки — в начале и в конце посёлка, но часто получается “там, где надо”: кто-то не успел дойти, или не может в силу своей физической немощи добираться к автолавке, — в таких случаях “магазин едет к вам”. В условиях непогоды, когда дождливо или метёт метель, автолавка объезжает всю деревню, сигналит и останавливается фактически у дома каждого покупателя.
Коллектив автомагазина — это два человека — водитель и продавец. И если продавцы периодически меняются, то водитель остаётся неизменным. Поэтому не удивительно, что в деревнях с просьбой привезти какой-либо товар часто обращаются к Николаю Николаевичу. Просят привезти лекарства из аптеки, или ещё какой-либо товар из райцентра, и водитель не отказывает в услуге. Более того, номер его сотового телефона знают многие покупатели и при необходимости позвонят:
— Николаевич, ты скоро у нас будешь?
— Скоро!
Татьяна БОСЯЧЕНКО.