Лицом к лицу с легендой

Сегодня мы отмечаем 100-летие уроженца Ветковской земли, политического деятеля действительно пла- нетарного масштаба, Человека Мира. Андрей Андреевич Громыко на протяжении 28 лет занимал пост министра иностранных дел Советского Союза. Именно он 26 июня 1945 года от имени СССР поставил подпись под Уставом ООН.

Благодаря предпринятой в 1944-1945 годах целой серии серьёзных усилий советской дипломатии, и в первую очередь А.А. Громыко, на Конференции в Сан-Франциско в апреле 1945 года было единогласно принято решение о включении Белорусской ССР в число членов ООН. Вклад А.А. Громыко в развитие международных отношений состоит и в том, что им подготовлена целая плеяда талантливых дипломатов, которые продолжают и развивают заложенные им традиции, подходы к решению сложных дипломатических задач.

“Андрей Андреевич Громыко ушёл из жизни двадцать лет назад. Мир за это время неузнаваемо изменился. Но его внешнеполитическое наследие в полной мере востребовано сегодня. А.А. Громыко занял достойное место в пантеоне великих деятелей ХХ века, в отечественной истории”, — так отметил роль этого человека на специальном мероприятии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин.

Деятельность Андрея Андреевича осуществлялась в конкретных исторических рамках. Но даже в тот сложный период он сделал многое, чтобы утвердить в международных отношениях принцип мирного сосуществования, избежать войны, добивался согласованной работы великих держав в сфере урегулирования острых региональных конфликтов.

Андрей Андреевич Громыко занимает особое место среди наших знаменитых земляков, которых белорусская земля подарила миру. Символом того, что А.А. Громыко является примером для современных молодых людей, стремящихся стать дипломатами, стало учреждение правительством Республики Беларусь в 1999 году на факультете международных отношений Белорусского государственного университета стипендии имени А.А. Громыко.

2 июля 1985 года Андрей Андреевич Громыко был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. А через некоторое время у первого секретаря Ветковского РК КПБ Н.И. Голубовского появилась идея — поехать к знаменитому земляку, рассказать о жизни жителей района и по возможности попросить помощи в развитии Ветковщины, ибо в то время мы уже знали, что и наш район Чернобыльская катастрофа не обошла стороной. На согласование визита понадобился месяц — нашу делегацию должны были включить в официальный график приёма А.А. Громыко. Этими вопросами занимался Гомельский обком партии: была назначена дата поездки и утверждён состав делегации, в которую от местных жителей был включён работавший в то время директором совхоза “Заречный” Эдуард Семёнович Ковалёв. Деревня Старые Громыки входила в состав этого совхоза.

Перед поездкой в Москву Н.И. Голубовский побывал у А.С. Камая — первого секретаря Гомельского обкома КПБ — с ним обсудили вопросы, которые нужно было изложить в Москве. Вот эти вопросы. Первым делом надо было обеспечить газификацию района, которая велась уже второй год, но медленно. Второй вопрос — асфальтирование дорог и улиц, обустройство самой Ветки. Обидно было, что десятитысячный город с интересной историей, удалённый от Гомеля всего на 18 километров, оставался “пугачёвским”. Третий вопрос заключался в обеспечении жителей Ветки чистой питьевой водой, для чего необходимо было построить новую водозаборную башню со станцией второго подъёма, сооружениями очистки и обезжелезивания воды. Требовалось также провести водопровод в сёла, так как колодцы были за-грязнены радионуклидами.

Эти предложения Н.И. Голубовский изложил А.С. Камаю, который одобрил их, но добавил ещё один вопрос — строительство радиационного центра в Гомеле для обследования и лечения людей, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Эта идея была принята Андреем Андреевичем, и проектирование радиационного центра началось сразу же по-сле визита Голубовского к Громыко. Но вскорости СССР развалился, и реализация идеи затянулась на многие годы.

Перед поездкой в Москву Н.И. Голубовский встретился с жителями деревни Старые Громыки, чтобы выслушать их пожелания. В результате появился ещё один пункт — о строительстве моста через реку Беседь между деревнями Старые и Новые Громыки.

В апреле 1987 года Э.С. Ковалёв и Н.И. Голубовский прибыли в Москву.

Вот как вспоминает эту поездку Эдуард Семёнович Ковалёв, который ныне возглавляет Администрацию зон отчуждения и отселения по Ветковскому району: — В Шереметьевском аэропорту нас ожидал первый помощник А.А. Громыко — Всеволод Петрович Порхитько. На автомобилях нас привезли в гостиницу “Россия” и поселили в номере с видом на Красную площадь. Встреча с А.А. Громыко состоялась на следующий день в его рабочем кабинете, где мы вручили Андрею Андреевичу подарок от жителей Ветковщины — огромную фарфоровую вазу, на которую Добрушские умельцы нанесли фотографии с видами деревни Старые Громыки, и фотоальбом о жизни Ветковского района. Когда Н.И. Голубовский вручил А.А. Громыко вазу, тот сказал, что в жизни более ценного подарка у него не было. При этом на глазах Андрея Андреевича появились слёзы.

Угостив чаем, он стал расспрашивать нас о жизни земляков. Воспоминания, вопросы и ответы длились более часа, пока секретарь А.А. Громыко не напомнил ему, что время нашего приёма закончилось. Перед расставанием Андрей Андреевич спросил: “Наверное, у вас есть вопросы от земляков, которые я смогу решить?”

Первой нашей просьбой было строительство моста через реку Беседь. А.А. Громыко в нашем присутствии позвонил генерал-полковнику Драгунскому, дважды Герою Советского Союза, своему другу (родом из Святска, где ему был поставлен памятник), и сказал, чтобы тот нашёл военный пантонный мост и помог ветковчанам (в то время речь об отселении не шла). Потом Н.И. Голубовский озвучил остальные вопросы. Все они были изложены в программе, которую А.А. Громыко отдал своему помощнику В.И. Порхитько, и в нашем присутствии поручил ему проработать с министерствами решение всех проблем. Напоследок Голубовский попросил у Андрея Андреевича фотографии и другие вещи, которые могли бы стать экспонатами для музея в Старых Громыках, и пригласил министра на его открытие. Громыко пообещал выполнить эту просьбу, сказав при этом: “Мы с Мазуровым и Зимяниным собираемся посетить Гомельщину”. (К.Т. Мазуров родился в деревне Рудня-Прибытков-ская, учился в Гомеле — в общем, был близким земляком, а М.В. Зимянин начинал свою трудовую деятельность в Ветке учителем.) Это их объединяло в обещанной поездке, которая в силу разрушительных политических процессов так и не состоялась.

Наша беседа с А.А. Громыко длилась час и 45 минут вместо запланированных 45. После Андрей Андреевич вручил нам памятные подарки и спросил, надолго ли мы приехали в Москву? Мы ответили, что хотели бы немного побыть в столице. “Вы правильно решили, другого такого случая, возможно, и не будет”, — последовал ответ министра. Далее А.А. Громыко сказал, что для нас разработана гостевая программа на 5 дней. “О том, что увидите, расскажите моим землякам”, — добавил Громыко.

За 5 дней пребывания в Москве мы увидели многое, побывали в Большом театре, цирке на Цветном бульваре. Ежедневно А.А. Громыко звонил нам в автомобиль и интересовался, чем мы занимаемся и где обедаем. Было очень приятно осознавать, что, несмотря на сваю занятость, Андрей Андреевич находил время общаться с земляками во все дни нашего пребывания в Москве.

По приезде домой обо всём, что мы увидели и услышали во время поездки к А.А. Громыко, я долго рассказывал жителям Старых Громык и многим другим.

За четыре года 12-й пятилетки по Чернобыльской программе удалось газифицировать не только райцентр, но и начать прокладку газопровода в деревнях Хальч, Радуга, Новосёлки, Шерстин, Присно, Даниловичи и Пыхань. В Ветке в короткие сроки построили жизненно важные объекты: мощную газовую котельную, станцию очистки и обезжелезивания воды, поликлинику, оснастив её современным диагностическим оборудованием, банно-прачечный комбинат, телефонную станцию. В центре города провели реконструкцию Красной площади, осветив её “пушкинскими” фонарями. Для отдыха ветковчан обустроили сквер с фонтаном, посадив экзотические деревья, привезённые из ботанического сада. В районе ко всем хозяйствам и населённым пунктам проложили асфальтированные дороги. Построили и долгожданный мост через реку Беседь, правда, не между Громыками, а возле деревни Беседь.

2 июля 1989 года Андрей Андреевич ушёл из жизни. Я участвовал в его похоронах, стоял у гроба в почётном карауле в составе делегации земляков. От их имени бросил горсть земли в могилу Андрея Андреевича на Новодевичьем кладбище. Видел огромные очереди простых людей, которые хотели с ним проститься.

Беседу с бывшим директором совхоза “Заречный” Э.С. Ковалёвым записал Алексей Громыко.

На фото: Н. Голубовский (слева) и Э. Ковалёв (справа) во время встречи с А. Громыко.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.