Знай свои права, жилец!

Как показывает содержание обращений граждан к членам информационно-пропагандистских групп районного исполнительного комитета, многие часто не могут достучаться до местного КЖУП, чтобы получить информацию о расценках на те или иные виды услуг, не знают, как расходуются перечисляемые ими средства. А сколько жалоб и недовольств поступают в адрес коммунальщиков за то, что многие услуги, за которые взимается плата по жировкам, фактически не оказываются. Со вступлением в силу Закона “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг” многое должно измениться. Теперь граждане получили возможность отказаться от некачественных услуг ЖКХ и даже выбрать другого их исполнителя. Но самым главным, пожалуй, является то, что с появлением этого закона люди получили гарантированное право на информацию.

Согласно закону мы получаем право на информацию об услугах ЖКХ и их тарифах, а также можем выбирать исполнителя в том случае, если услуги оказываются на конкурентной основе. Граждане вправе не оплачивать коммунальную услугу, если она по каким-либо причинам не оказывается. Необходимо лишь составить претензионный акт, который должен подписать представитель исполнителя. И тогда деньги можно начать вносить после того, как все недостатки будут устранены. Если исполнитель откажется их исправить, можно организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги или обжаловать отказ в судебном порядке (допускается и то, и другое одновременно). То есть если у вас протекает крыша, которую долго не ремонтируют, вы можете обратиться за независимой экспертизой и, опираясь на её данные, подать в суд иск о компенсации материального и морального вреда. Если ваш подъезд не убирается вовремя или убирается некачественно, вы можете отказаться от услуг по его уборке и нанять за те же средства собственную уборщицу.

Закон даёт право отказаться от жилищно-коммунальных услуг с недостатками, а если они уже оказаны, то можно по своему выбору требовать снижения размера оплаты за них либо безвозмездного устранения брака. Определён и порядок рассмотрения требований потребителя. Срок принятия решения о снижении размера платы за некачественные услуги ЖКХ составляет семь календарных дней со дня предъявления требования или четырнадцать — если необходима экспертиза. Важным является то, что закон обязывает жилищно-эксплуатационные организации фиксировать и реагировать не только на письменные, но и на устные жалобы жильцов. Он значительно увеличивает степень защиты потребителей услуг ЖКХ в суде, позволяет им прибегать в спорных случаях к независимой экспертизе.

В документе закреплено ещё несколько прогрессивных норм. Например, потребитель имеет право на возмещение вреда, причинённого нашей жизни, здоровью, имуществу “вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их низкого качества”, право на безопасность услуг, а также на государственную и судебную защиту своих интересов.

Анна ПЕРЕПЕЛЮК.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.